Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Рекомендации специалистам для предупреждения агрессивного поведения несовершеннолетних.

Библиотека

Рекомендации специалистам для предупреждения агрессивного поведения несовершеннолетних.

Агрессивные тенденции личности могут проявляться в виде самоагрессии и агрессивных действий по отношению к объектам окружения или другим людям. Они могут приобретать форму физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном и символическом плане. Иногда они носят эпизодический, нестойкий характер, либо являются наиболее частым способом реагирования воспитанника на воздействия из окружения. Специалистам, работающим с несовершеннолетними, необходимо положительное разрешение психологического конфликта.

Предлагаем несколько вариантов нестандартных решений взаимодействия с подростками для предупреждения агрессивного поведения.

 

  1. Признать силу несовершеннолетнего

Правило вытекает из принципа «Чем больше давление, тем сильнее сопротивление, и наоборот». Прием заключается оно в том, чтобы не втягиваться в обреченную на проигрыш битву, а напротив, неожиданно признать силу воспитанника: «Я, действительно, не могу заставить тебя работать, пока ты сам этого не захочешь».

Признание власти (силы) подростка часто разряжает напряженную ситуацию, так как означает фактически признание равенства статусов воспитанника и воспитателя как личностей. Люди властные часто агрессивны, нападают на других, атакуют и задевают окружающих. С ними трудно строить партнерские отношения, однако необходимо создать атмосферу кооперации, а не конфронтации.

 

  1. Убрать зрителей

Убрать сторонних наблюдателей с места происшествия не всегда возможно, особенно, если конфликт происходит в группе. Но в некоторых случаях, например, если произошла драка в Центре, это вполне осуществимо, хотя и нестандартно. Если все же свидетелей устранить не удается, можно «устранить конфликтное обсуждение». Например, когда какой-нибудь несовершеннолетний вступил с педагогическим работником в яростную полемику по теме, можно просто сказать: «Мы обязательно закончим обсуждение этого вопроса в следующий раз». Зрители разойдутся и «провокатор» без публики может потерять интерес к конфронтации. Спектакли обычно проваливаются без поддержки зрительного зала.

 

  1. Перенести обсуждение вопроса

Если ваше состояние недостаточно комфортно, лучше отложить противостояние до того момента, когда вы почувствуете себя более уверенно. Необходимо выбрать более удобное время и место для продолжения дискуссии.

 

  1. Делать записи

Держите под рукой специальную записную книжку. Когда несовершеннолетний начинает допекать вас, достаньте книжку и скажите: «Я согласна выбрать время для обсуждения с тобой этого вопроса. Сегодня в три пятнадцать тебе подходит?».

Запишите совместно выбранное время и место для личной беседы. Ничего больше говорить не следует, переключитесь на деятельность.

 

  1. Озадачивать «агрессора»

Когда вас выводят из себя с помощью словесных замечаний, можно отвечать так, как если бы они были безобидными, незначительными или даже очевидными. Этот ответ ясно даст понять, что вами нельзя манипулировать, если вы этого не хотите.

Две наиболее эффективные техники в этом случае:

  • соглашаться с воспитанником;
  • менять тему.

Техника озадачивания – нечто противоположное навыкам «активного слушания». Техника активного слушания подчеркивает важность того, что собеседники хотят сказать: «Если я тебя правильно понял, ты имеешь в виду…» Но когда произносимое воспитанником – словесная атака на вас, активное слушание лишь продлевает конфронтацию. В то же время оно будет уместно при последующей индивидуальной беседе.

 

  1. Изменить тему

Если не отвечать на словесный вызов, необходимо изменить тему и тем самым прекратить конфликт. Например, в ответ на любой вызов подростка можно неожиданно спросить его совсем о другом. Так следует реагировать вновь, пока подросток не придет к выводу, что продолжать воевать не стоит. Главная задача педагога - прекратить агрессивную выходку и снять напряжение.

Иногда, несмотря на самые изящные решения и гениальные находки, конфронтация нарастает и переходит в стадию взрыва. В этом случае следует контролировать состояние подростка, наблюдая за признаками нарастающей агрессии: изменение цвета лица, агрессивная мимика, учащение дыхания, напряженная поза, повышение двигательной активности, повышение громкости и напряжения его голоса и т.д.).

Если это случилось, «взрыв» произошел, лучше всего использовать тактику «удаления» воспитанника (его изоляция от зрителей и участников конфликта), которая дает возможность обеим сторонам успокоиться перед стадией обсуждения (разрешения).

Тактика «удаления» рассматривается как временная изоляция, что напоминает ситуацию в футболе или хоккее, когда нарушителя удаляют с поля на несколько минут или до конца игры. Серьезность проступка определяет, на какое время необходимо удалить провинившегося. В случае неподчинения несовершеннолетнего необходимо: либо вызвать «группу поддержки», либо предоставить выбор способа разрешения конфликта.

Предоставление выбора способствует формированию чувства ответственности за свои решения. Этот прием нельзя использовать, когда проступок подростка так опасен, что он должен быть изолирован немедленно.Сама идея изоляции не предполагает заточения подростка на часы, скорее это возможность получить опыт неприятных переживаний в течение нескольких минут. Младшим детям достаточно 5 минут, а подросткам или злостным нарушителям можно установить срок от 15 до 30 минут. Можно действовать и по-другому: предложить несовершеннолетнему самому установить срок, сказав, что он может вернуться, когда будет готов вести себя прилично.

 

В статье использован материал научных трудов О.Н.Громовой, Н.А. Рычковой, Н.И. Шевандрина

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ