Региональная программа Нижегородской области
http://бесстрашное-детство.рф
Подростковая реакция – реакция группирования со сверстниками
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка в отличие от младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность.
Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками - это очень важная и необходимая поведенческая реакция в жизни подростка. Это залог будущих успешных или неуспешных отношений с людьми, залог умения строить отношения, отстаивать свою точку зрения, уметь выслушивать чужую. В группе сверстников вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, и, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, который ближе, понятнее и гораздо доступнее по сравнению со взрослым человеком, чьи установки подвергаются критике, но свое отношение к различным аспектам взрослой жизни еще не сформировано и не осознанно.
Если родители жестко противостоят стремлению подростка общаться со сверстниками, то это может привести к заострению этой реакции, к её усилению. Тогда реакция из нормативной, специфической для данного возраста перерастет в условно патологическую, когда по каждому удобному и неудобному поводу подросток будет демонстрировать родителям и педагогам, кто для него важнее, и чьё мнение он ценит больше всего на свете.
Однако, родителям важно понимать к какой группе принадлежит подросток – просоциальной – в ней соблюдаются нормы поведения; асоциальной – где пренебрегают этими нормами; антисоциальной - члены которой бунтуют против социальных норм.
В 2-х последних случаях тревогу надо бить сразу.
Не теряйте связь со своими подрастающими детьми, умейте их слушать, уважать их мнение и стремление становиться взрослыми.