Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Психолого-педагогическая коррекция социально-личностной жизнеспособности подростков

Библиотека

Психолого-педагогическая коррекция социально-личностной жизнеспособности подростков

Автор: Ерискина Любовь Константиновна, Воспитатель

Жизнеспособность сущест­вует в двух взаимосвязанных формах — психофизиологичес­кая и социально-личностная. Социально-личностная жизне­способность характеризует жизнедеятельность человека на уровне субъектности:

  • осознание индивидом непре­рывности, постоянства и иден­тичности своего физического, психического и личностного «Я»;
  • наличие способности управ­лять своим поведением в соот­ветствии с социальными нор­мами, правилами и законами;
  • позитивная критичность к се­бе и собственной жизнедея­тельности во всех ее формах и проявлениях, а так же к её ре­зультатам;
  • наличие способности к пози­тивному планированию своей жизнедеятельности и реализа­ции этого плана;
  • наличие способности изме­нять способ поведения и уточ­нять смысл своего существования в зависимости от смены жизненных обстоятельств.

Следовательно, причиной дезадаптации подростков яв­ляются системные нарушения социально-личностной жизне­способности, которые прояв­ляются в неспособности к по­зитивному са­моразвитию в конкретных жизненных обстоятельствах.

С позиции педагогического целеполагания, воспитание жизнеспособной личности тре­бует ответа на вопрос, что оз­начает «жить, выживать, раз­виваться». Сущность процесса развития жизнеспособной лич­ности видится в психолого-пе­дагогическом сопровождении личностного роста человека и создании условий для этого роста и развития. Имеется в виду воспитание ответственно­го отношения человека к соб­ственной жизнедеятельности, формирование созидателя, творца собственной судьбы, человека мысли и действия.

Исходя из заявленной це­ли, воспитательные задачи, раскрывающие сущность цело­стного процесса формирования жизнеспособной личности, мо­гут быть следующие:

  • формирование позитивных смысложизненных установок, объединяющих личностное и социально-культурное начало;
  • мотивированная вовлечен­ность в деятельность (или дея­тельности);
  • подготовка к выполнению различных социальных ролей;
  • подготовка к жизни в россий­ском обществе;
  • приобщение к российскому варианту ценностей (ценность самой жизни человека, труда, здоровья, дружбы, взаимопо­нимания, любви, свободы, се­мьи, земли, традиций своего народа);
  • формирование реалистичес­кого отношения к жизни, кото­рое должно основываться на оптимистическом отношении к жизни;
  • формирование непотреби­тельского отношения к жизни.

С учётом проблематики под жизнеспособной личностью мы будем понимать особое лично­стное качество, характеризу­ющее готовность индивидуума к самоопределению (нравствен­ному, личностному, социально­му, профессиональному) по соб­ственному жизненному сцена­рию, а также готовность уп­равлять (модифицировать) этот сценарий и нести ответ­ственность за результаты сво­их решений по жизненному са­моопределению.

К числу факторов, содейст­вующих развитию жизнеспо­собности личности, относятся следующие:

  • социальная активность — стремление реализовать свой личностный потенциал; вклю­чение индивида в социальные связи; активная самореализа­ция в той или иной сфере чело­веческой жизни; участие в раз­нообразной деятельности по интересам, неравнодушное от­ношение к общественным про­блемам и участие в их реше­нии; проявление инициативы в той или иной сфере деятельно­сти; реализация высокого уровня притязаний;
  • ценностные ориентации, спо­собствующие формированию созидательно-творческой мо­дели поведения. Наличие у индивида общечеловеческих ценностей, совокупности тра­диционных ценностей (ценно­сти самой жизни человека, тру­да, здоровья, дружбы, взаимо­понимания, любви, свободы, семьи, земли, традиций своего народа); положительное отно­шение к духовно-нравствен­ным ценностям крестьянства, неустанного труда в противо­вес праздности; к ценностям прочной семьи и отрицатель­ное отношение к разводам; к ценностям рода, заботы о не­прерывной духовной связи по­колений; к ценностям домаш­него очага (дом, например, для крестьянина не просто жили­ще, а олицетворение уюта, теп­ла, место общения семьи и ро­да); любовь к земле, бережное отношение к окружающей природе; сохранение добрых отно­шений между людьми, прежде всего между родственниками, близкими, знакомыми и т.п.

Таким образом, основным механизмом педагогической коррекции социально-лично­стной жизнеспособности под­ростка, склонного к асоциаль­ному поведению, выступает реабилитационно-воспитательная ситуация — специально спланированная событийная жизненная ситуация, затраги­вающая жизненные интересы подростка и принуждающая его к гармонизации (модифика­ции) своей жизнеспособности.

Реабилитационно-воспитательная деятельность в соот­ветствии с данным механиз­мом имеет событийный харак­тер, т.е. ориентирована на включение подростка в значи­мые для него переживания, обеспечивающие положительные новообразования в его нравственном опыте.

Последовательность ситуа­ций-событий в реабилитационно-воспитательной деятельно­сти должна быть выстроена так, чтобы подросток постепен­но, каждый с «индивидуальной скоростью», продвигался по пути от «вынужденного» изме­нения поведения к действи­тельной заинтересованности процессом собственно самоиз­менения и самовосстановле­ния. При этом ключевой зада­чей на этом реабилитационном маршруте является осознание подростка смысла самоизмене­ния и саморазвития.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ