При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Психолого-педагогическая коррекция социально-личностной жизнеспособности подростков
Автор: Ерискина Любовь Константиновна, Воспитатель
Жизнеспособность существует в двух взаимосвязанных формах — психофизиологическая и социально-личностная. Социально-личностная жизнеспособность характеризует жизнедеятельность человека на уровне субъектности:
Следовательно, причиной дезадаптации подростков являются системные нарушения социально-личностной жизнеспособности, которые проявляются в неспособности к позитивному саморазвитию в конкретных жизненных обстоятельствах.
С позиции педагогического целеполагания, воспитание жизнеспособной личности требует ответа на вопрос, что означает «жить, выживать, развиваться». Сущность процесса развития жизнеспособной личности видится в психолого-педагогическом сопровождении личностного роста человека и создании условий для этого роста и развития. Имеется в виду воспитание ответственного отношения человека к собственной жизнедеятельности, формирование созидателя, творца собственной судьбы, человека мысли и действия.
Исходя из заявленной цели, воспитательные задачи, раскрывающие сущность целостного процесса формирования жизнеспособной личности, могут быть следующие:
С учётом проблематики под жизнеспособной личностью мы будем понимать особое личностное качество, характеризующее готовность индивидуума к самоопределению (нравственному, личностному, социальному, профессиональному) по собственному жизненному сценарию, а также готовность управлять (модифицировать) этот сценарий и нести ответственность за результаты своих решений по жизненному самоопределению.
К числу факторов, содействующих развитию жизнеспособности личности, относятся следующие:
Таким образом, основным механизмом педагогической коррекции социально-личностной жизнеспособности подростка, склонного к асоциальному поведению, выступает реабилитационно-воспитательная ситуация — специально спланированная событийная жизненная ситуация, затрагивающая жизненные интересы подростка и принуждающая его к гармонизации (модификации) своей жизнеспособности.
Реабилитационно-воспитательная деятельность в соответствии с данным механизмом имеет событийный характер, т.е. ориентирована на включение подростка в значимые для него переживания, обеспечивающие положительные новообразования в его нравственном опыте.
Последовательность ситуаций-событий в реабилитационно-воспитательной деятельности должна быть выстроена так, чтобы подросток постепенно, каждый с «индивидуальной скоростью», продвигался по пути от «вынужденного» изменения поведения к действительной заинтересованности процессом собственно самоизменения и самовосстановления. При этом ключевой задачей на этом реабилитационном маршруте является осознание подростка смысла самоизменения и саморазвития.