Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Формируем толерантность с помощью игр и упражнений

Библиотека

Формируем толерантность с помощью игр и упражнений

Предлагаем Вашему вниманию несколько упражнений на развитие толерантности, которые используют педагоги-психологи ГБУ «ЦСПСД города Бор» в работе с подростками.

Упражнение «Что такое "толерантность"»

Цели:

  • дать возможность участникам сформулировать «на­учное понятие» толерантности;
  • показать многоаспектность понятия «толерантность».

Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана Подготовка: написать определения толерантности на боль­ших листах и прикрепить их перед началом занятия к дос­ке или к стенам оборотной стороной к аудитории.

Процедура проведения. Ведущий делит участников на груп­пы по 3—4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толеран­тности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуж­дения представитель от каждой группы знакомит с вырабо­танным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определе­ние выписывается на доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои формулировки, ве­дущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность оз­накомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

Обсуждение:

  • Что отличает каждое определение?
  • Есть ли что-то, что объединяет некоторые из предло­женных определений?
  • Какое определение наиболее удачно?
  • Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?

В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты:

  • Понятие «толерантность» имеет множество сторон.
  • Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.

Упражнение «Ритуалы приветствия»

Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.

Предложите группе образовать круг. Один из участников начинает «круг знакомств»: выступает на середину, приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.

Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При этом он представляется, называя свое имя. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и т.д.

Варианты приветствия:

  • легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
  • объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
  • легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
  • скрестить руки на груди (Арабы)
  • рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
  • поцелуй, касаясь друг друга щеками поочередно и посылая в воздух от одного до пяти поцелуев (Франция);
  • легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
  • поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);
  • простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
  • мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
  • потереться друг о друга носами (эскимосская традиция, Лапландия);
  • обнюхать друг друга (самоанцы);
  • снять головной убор правой рукой, а левую руку заложить за ухо и высунуть язык (Тибет).

Упражнение «Подарок»

Цель: развитие социальной интуиции, чувствительности, по­нимания другого человека.

Процедура проведения.

В центр круга приглашается один из участников. Предполагается, что у него сегодня день рож­дения. Задача всех остальных — доставить ему радость. Каж­дый из участников решает, что ему подарить — вещь, или событие, или что-то еще (например, гоночный автомобиль, кругосветное путешествие, виллу на побережье, пятерку по математике). Тот, чей подарок окажется самым удачным, получает в награду улыбку от «именинника». Затем стано­вится «именинником» и получает подарки другой участник.

Упражнение «Как быть толерантным в общении»

Цель: обучение конструктивным способам выхода из конф­ликтных ситуаций.

Процедура проведения.

Каждый из нас время от времени попа­дает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает не­заслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подоб­ных ситуаций — кто-то обижается, кто-то «дает сдачи», кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого? Веду­щий предлагает кому-нибудь из участников группы вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знако­мых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обиде­ли, а другой в роли обидчика. Участники должны разыграть эту сцену. Используя предложенную ниже схему, «обиженный» по­пытается достойно выйти из ситуации. Например, мама отчита­ла сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.

Схема достойного выхода из ситуации:

1. Начни разговор с конкретного и точного описания си­туации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накрича­ла на меня при ребятах ...».

2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситу­ацией и поведением человека по отношению к тебе: «...я почувствовал себя неудобно...».

3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он по­ступил. Предложи ему другой вариант поведения, уст­раивающий тебя: «... поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей...».

4. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: «... тогда я буду прислушивать­ся к твоим замечаниям ».

Предложите выполнить это задание нескольким парам уча­стников.

Обсуждение: участники группы высказывают свое мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее удачным и почему.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ