Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Методологические аспекты работы с гиперактивными детьми из приемной семьи

Библиотека

Методологические аспекты работы с гиперактивными детьми из приемной семьи

Большинство детей-сирот передаются в приёмную семью в дошкольном или младшем школьном возрасте. Следует учитывать, что дети, поступившие в приёмную семью, отличаются рядом особенностей:

  • психоэмоциональное напряжение;
  • повышенная импульсивность, невозможность управлять своими действиями;
  • повышенная конфликтность во взаимоотношениях со сверстниками;
  • неадекватная самооценка;
  • пассивность в деятельности, слабое внимание, обеднённая речь;
  • отсутствие ролевого взаимодействия в игре;
  • потребность во внимании и доброжелательности
  • длительная психическая депривация;
  • соматическая ослабленность;
  • нестабильность психических процессов;
  • агрессивность по отношению к взрослым;
  • отсутствие или недостаточная сформированнасть навыков самообслуживания;
  • потребительское отношение к окружающему миру.

Процесс адаптации в приёмной семье – длительный процесс, который проходит при тесном взаимодействии и оказании помощи приёмным родителям и воспитаннику приёмной семьи специалистами органов опеки и попечительства, социально-педагогического центра, социальным педагогом и педагогом-психологом образовательного учреждения, медицинскими работниками.

Определённые проблемы существуют и при адаптации детей из приёмной семьи в школьном коллективе.

Свою работу учитель начальных классов должен строить с учётом особенностей детей-сирот, принятых на воспитание приёмной семьёй. Следует также учитывать, что у определённого количества этих детей стоит диагноз “гиперактивность”. Далеко не все и не всегда учителя могут понять и принять ребёнка с СДВГ. Не могут понять, что эта поведенческая проблема не проблема воспитания, а медицинская проблема и строить воспитательный и образовательный процесс нужно с учётом их особенностей развития.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью характеризуется следующими нарушениями:

  • дефицит внимания. Ребёнок не может сосредоточиться на чём-либо. Быстро переключается с одного предмета на другой. Во время урока часто разговаривает сам с собой или с одноклассниками. Не слышит объяснения учителя.
  • моторные нарушения. Недостаточная координация движений, несформированность мелкой моторики.
  • импульсивность. Часто, благодаря вспыльчивости характера, поддаётся провокации со стороны сверстников.
  • дезорганизация. Не хватает настойчивости для выполнения малоинтересной работы. Характерна плохая самоорганизация: постоянно всё теряет, забывает, не успевает.
  • нарушение социального поведения. Замечания взрослых, сделанные без учёта особенностей психики, также могут спровоцировать неадекватную реакцию в виде истерики и приступа агрессии.
  • эмоциональные нарушения. Не умеет контролировать свои чувства: часты приступы истерики, злости, не смотря на то, кто при этом присутствует.
  • нарушение толерантности к стрессу
  • ассоциированные синдромы. У детей с СДВГ встречается дискалькулия, дисграфия, легастения и синдром Туретта.

Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он сам не может.

Наиболее важным в школьной жизни являются первые годы обучения, т. к. именно на этом этапе ребёнок получает навыки чтения и письма. Кроме того, в первые месяцы учёбы детей в школе начинает формироваться коллектив класса. Дети, поступившие в школу, приобретают новый статус – статус ученика, первоклассника. У них появляются новые обязанности. От успешности адаптации на данном этапе зависит успешность детей в школе в дальнейшем. Огромная роль в работе с детьми, имеющими диагноз СДВГ, в том числе и детьми из замещающих семей отводится учителю начальных классов.

Учитель начальных классов для достижения успеха в работе с гиперактивными детьми должен следовать определённым правилам, которые чётко формулируются в специальной психолого-педагогической литературе.

Основное внимание необходимо уделять повышенной отвлекаемости и слабой организации деятельности данной категории детей. В связи с этим работу с гиперактивным ребенком желательно строить индивидуально, по возможности максимально игнорируя вызывающие поступки ребенка. Учитель должен оформить классное помещение с минимальным количеством отвлекающих предметов (картин, стендов и т. п.). Рабочее место ребенка во время занятия, по возможности, должно быть рядом со взрослым. Ему в обязательном порядке должна предоставляться возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений. Оптимальный выбор места для ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью – на среднем ряду за первой партой напротив доски. Он практически всегда должен находиться перед глазами учителя.

По сравнению с другими учениками, рабочую нагрузку данной категории детей целесообразно уменьшить, разделив её на более короткие, но более частые периоды, с обязательным использованием подвижных физкультминуток. На определенный отрезок времени ребёнку давать только одно задание. Большое по объёму задание, предлагаемое в виде последовательных частей, целесообразно периодически контролировать в ходе работы над каждой частью. При этом сразу вносить необходимые коррективы.

Учителем должна быть разработана и чётко сформулирована в доступной для данных учеников форме гибкая система поощрений и наказания, которую он систематически использует в своей работе. Педагог обязательно оценивает хорошее поведение и успехи в учебе ребенка, хвалит, если тот успешно выполнил даже небольшое задание. Поощряет его сразу же, не откладывая на потом.

Психологи советуют при разговоре с ребёнком всегда опускаться до уровня его глаз, смотреть ему в глаза, держать за руки. Помнить, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Не нужно бояться дотронуться до плеча ребёнка, погладить его по голове. Учителю также имеет смысл использовать физический контакт с данным ребёнком (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятия напряжения.

В учебном процессе при работе с гиперактивными детьми следует вводить элементы проблемного обучения, повышать мотивацию данной категории учеников, использовать в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давать творческих, развивающих заданий, избегать монотонности в деятельности. Помнить, что практически все задания, предлагаемые на уроке, желательно записывать на доске. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов. Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.

Учитывая, что дети с повышенной двигательной активностью непроизвольно вынуждены активно действовать учителю необходимо их двигательную активность направлять в нужное русло. Такие дети с удовольствием оказывают посильную действенную помощь учителю: моют доску, раздают тетради и т. п.

Положительный результат в обучении и воспитании приёмных детей с СДВГ возможен только при активном взаимодействии учителя начальных классов, педагога-психолога и приёмного родителя.

 

По материалам сайта «Фестиваль педагогических идей»

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ