Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Методы и приёмы формирования межличностных отношений и взаимоотношений воспитанников

Библиотека

Методы и приёмы формирования межличностных отношений и взаимоотношений воспитанников

Важное значение для самочувствия детей в группе имеют межличностные отношения. Воспитанники - подростки детских учреждений высоко оценивают атмосферу общения в своих группах, но к юношескому возрасту эти оценки резко падают. Таким образом, длительное организационное существование групп воспитанников, предполагающее ограниченный круг контактов, малую возможность выбора партнера по общению, не способствует улучшению психологической атмосферы в них. В то же время как бы по-разному воспитанники не оценивали ситуацию в своих группах, все отмечают, что им нравится быть в ней, что они не хотели бы ее менять.

Какие же качества имеют ценность для воспитанников?

Для подростков (5-7 классов) важны качества, позволяющие осуществлять личное влияние в группе: умение отстаивать свою точку зрения, оказывать влияние на людей, быть объективным. Кроме того, ценится умение взаимодействовать с другими людьми, проявлять заинтересованность в делах и иметь организаторские способности.

У старших подростков, юношей и девушек (8-9 классов) большое значение приобретают развитые качества эмоциональной сферы: умение оказать поддержку, проявить сочувствие, вызвать расположение к себе. И те воспитанники, которые ими обладают, занимают более высокое положение в группе.

Решающую роль для самочувствия детей имеют их отношения с воспитателем – тем взрослым, с которым они проводят наибольшую часть времени. Ведущими качествами такого педагога должны быть: расположенность к детям; умение сопереживать, сочувствовать; доброжелательность; умение быть сопричастным жизни воспитанника.

В подростковом возрасте, как известно, человек начинает осознавать себя как личность, что характеризуется повышенным интересом к своему внутреннему миру, к оценкам себя со стороны окружающих. Очень важно проводить с подростками индивидуальные беседы на темы «Что я знаю о себе?», «Что я люблю и ненавижу? » и т.д. Взрослый должен уважать собственное мнение подростка, выслушивать его и, в случае несогласия с ним, высказать свою точку зрения, стараясь ее доказать.

Здесь очень важен такт взрослого: надо уметь показать, что, уважая подростка как личность, можешь быть недовольным его отдельными поступками, чертами характера.

Подросток только формирует свое мнение по многим вопросам, его суждения еще крайне неустойчивы, и он очень нуждается в оценках со стороны окружающих по многим жизненно важным вопросам.

Обращаться к воспитанникам не только по поводу выполнения того или иного задания или режимного требования, а стараться больше рассказывать об окружающем мире, сообщать новые знания, затрагивать вопросы взаимоотношения людей и т.п.

Большое значение для воспитанников имеет расширение круга общения. Встречи с разными людьми, действия в разнообразных ситуациях – все это способствует приобретению детьми социального опыта, развитию их личности, помогает взаимодействию внутри группы воспитанников. Надо приветствовать развитие дружеских связей между воспитанниками различных групп в одном учреждении, давать возможность детям осуществлять более широкий выбор партнеров по общению.

Особое внимание воспитатель должен уделять обучению детей правильному стилю общения. Конечно, такое обучение проходит ежечасно в естественной обстановке жизни группы воспитанников, но при этом необходимо формировать и специальные приемы и навыки общения. Делать это можно с помощью игр, занятий. Например, обучение навыкам поведения в конфликтной ситуации можно осуществлять, разыгрывая в группе воспитанников следующую ситуацию: один подросток несправедливо обвинил другого в том, что он взял какую-либо вещь. (Каковы будут действия каждого участника?) Или можно предложить проиграть какую-либо бытовую конфликтную ситуацию (например, ссору по поводу того, кто займет наиболее удобное место в спальне). (Предложить найти наиболее простой выход из возникшего конфликта.) Важно не только проигрывать разнообразные ситуации, но и обсуждать поведение каждого из участников – выяснять, что было правильно и неправильно в его действиях. Полезно обсуждение реально случившихся ссор, драк, но не только с целью осуждения, наказания виновных, а для того, чтобы дети поняли, что произошло, попробовали принять точку зрения другого. Для этого можно предложить обидчику описать ситуацию с позиции обиженного и наоборот.

Целесообразно учить ребенка не только правильно вести себя в различных ситуациях, но и как бы выходить за их пределы. Для этого можно проводить с детьми различные игры, в которых они должны вообразить, представить себе, что будет делать их сверстник, чем может закончиться тот или иной поступок. Например, обещал помочь товарищу и не сделал этого.

Немаловажна для общения и такая форма взаимодействия, как дискуссия. Здесь существенным моментом является то, что обсуждаемая тема должна быть важна и интересна всем участникам. Ведущему надо следить за тем, чтобы все члены группы имели возможность высказаться и чтобы это не вызывало насмешек или иронических замечаний со стороны товарищей.

Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на воспитанников, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.

Формы организации и методы формирования межличностных отношений изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всей группой, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.

Рассмотрим группы методов формирования межличностных взаимоотношений воспитанников: методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.

Упражнение обеспечивает выработку и закрепление у младших подростков необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.
Используя этот метод в своей работе, воспитатель в целом влияет на личность. Убеждение направлено на формирование у младших подростков этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов. Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. В различных ситуациях, умело подобранных воспитателем, дети самостоятельно решают нравственные проблемы. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю воспитанника.

Самостоятельное решение подростком нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет воспитателю устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу. В работе с группой можно использовать такие приемы, которые помогают воспитателю умело изменять мотивы поведения воспитанников. Можно разбивать группу на подгруппы при выполнении различных видов деятельности, создавать благоприятную обстановку для критики отрицательных качеств у товарищей, выполнять нежелательное для личности, но необходимое для коллектива поручение, назначать ответственным лицом за поручение в ту подгруппу, где авторитет подростка незначителен, давать внеочередное задание или выполнение его за товарища, поручать то дело, которое воспитанник считает плохим, лишать ожидаемого удовольствия, сталкивать личность с множеством выбора вариантов поведения, вызывать у воспитанника желание поделиться с товарищами чем-то ценным и важным для него лично. С помощью этих методов воспитатель оказывает непосредственное влияние на нравственное развитие личности.

Также выделяются три группы методов: методы формирования сознания
(рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и осуждения отрицательных поступков и действий воспитанников. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение детей, на формирование их морального облика, на взаимоотношения между ними. В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент - методов формирования нравственного сознания и поведения.

В реальном педагогическом процессе методы и методические приемы выступают не изолировано, а в различных сочетаниях. Бывают случаи, когда и методы и методические приемы образуют сложные переплетения, поэтому создается впечатление об обилии методов нравственного воспитания.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ