Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Компьютерные игры. «За» или «Против»?

Библиотека

Компьютерные игры. «За» или «Против»?

Компьютерные игры. «За» или «Против»?Игра отвечает важной биологической потребности человека в получении постоянной информации из внешнего мира. Люди играют, наверно, с того времени, как появился мир и до наших дней дошли множества обучающих и развивающих игр.

Компьютеры сделались настолько обыденными, что люди невольно забывают связанные с их использованием опасности.

Игры на компьютере – это те же занятия. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. В чем же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми? На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на мир реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития моторики, точнее, для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

А что же тогда плохо? Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них. Современные компьютеры стали безопаснее для здоровья, но даже самое современное оборудование не поможет избежать заболеваний, если использовать его неправильно.

Несмотря на то, что компьютерные игры составляют значительную часть рынка программных продуктов, они не являются единственным и главным предназначением компьютера. А при соблюдении основных правил безопасности, компьютерные игры помогают адаптироваться ребенку в современном обществе.

Стадии психологической зависимости от компьютерных игр

1) Стадия легкой увлеченности. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус». Таким образом, начинает реализоваться неосознаваемая потребность в принятии роли компьютерного персонажа. Подросток начинает играть, уже не случайным образом очутившись за компьютером, стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра еще не является значимой ценностью.

2) Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности- игра в компьютерные игры. Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет постоянного доступа к компьютеру, то есть удовлетворение потребности тормозится какими-либо обстоятельствами, возможны достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств.

3) Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется изменение самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир.

4) Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Эта самая длительная стадия из всех стадий – она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Факты, которые должны насторожить родителей

  1. Ребенок начал есть, пить, учить уроки, не отходя от компьютера.
  2. Ребенок начал проводить ночи за компьютером.
  3. Ребенок начал прогуливать школу для того, чтобы поиграть за компьютером.
  4. Как только ребенок возвращается домой, то сразу направляется к компьютеру.
  5. Ребенок забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось).
  6. Ребенок находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался.
  7. Ребенок шантажирует, угрожает, если ему запрещают играть на компьютере.

Рекомендации родителям

  1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.
  2. Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.
  3. Будьте другом и помощником своему ребенку.
  4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.
  5. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
  6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить ее.
  7. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 минут в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.
  8. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
  9. Необходимо прививать ребенку к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.
  10. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.
  11. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.
  12. Не ограждайте ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

 

По материалам сайта www.education.simcat.ru

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ