При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Компьютерные игры. «За» или «Против»?
Игра отвечает важной биологической потребности человека в получении постоянной информации из внешнего мира. Люди играют, наверно, с того времени, как появился мир и до наших дней дошли множества обучающих и развивающих игр.
Компьютеры сделались настолько обыденными, что люди невольно забывают связанные с их использованием опасности.
Игры на компьютере – это те же занятия. Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. В чем же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми? На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на мир реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития моторики, точнее, для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.
А что же тогда плохо? Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них. Современные компьютеры стали безопаснее для здоровья, но даже самое современное оборудование не поможет избежать заболеваний, если использовать его неправильно.
Несмотря на то, что компьютерные игры составляют значительную часть рынка программных продуктов, они не являются единственным и главным предназначением компьютера. А при соблюдении основных правил безопасности, компьютерные игры помогают адаптироваться ребенку в современном обществе.
1) Стадия легкой увлеченности. После того, как подросток один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус». Таким образом, начинает реализоваться неосознаваемая потребность в принятии роли компьютерного персонажа. Подросток начинает играть, уже не случайным образом очутившись за компьютером, стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра еще не является значимой ценностью.
2) Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе подростка на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности- игра в компьютерные игры. Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет постоянного доступа к компьютеру, то есть удовлетворение потребности тормозится какими-либо обстоятельствами, возможны достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств.
3) Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется изменение самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир.
4) Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Эта самая длительная стадия из всех стадий – она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.
По материалам сайта www.education.simcat.ru