Региональная программа Нижегородской области
http://бесстрашное-детство.рф
«Как спорить, не ссорясь»
Автор: Майкова Наталья, Педагог-психолог
Цель: Создание условий для формирования навыков ненасильственного общения у детей в возрасте 7 – 10 лет.
Задачи:
- развитие конструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях;
- получение опыта уверенного, ненасильственного взаимодействия со сверстниками.
Структура занятия.
Приветствие: «Рукопожатие в круге».
Разминка: Упражнение «Только вместе!»
Инструкция. Разбейтесь на пары и встаньте, пожалуйста, спина к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь точно так же встать? Поменяйтесь парами. (Фопель, К. Ч.4, с. 51)
Вводное слово ведущей:
- На прошлом занятии мы говорили о том, как можно справиться с обидой. Сегодня мы обсудим вопрос о том, как избежать ссоры, а если ссора все-таки произошла, какие слова нам могут помочь помириться друг с другом.
Время от времени каждый из нас хочет доказать свою правоту во что бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой это превращается в настоящую борьбу. Начиная спорить, мы очень часто переходим на крик. И чем сильнее мы кричим, тем больше наш спор напоминает ссору и тем сложнее найти выход из этой ситуации.
Основная часть.
- Упражнение «Спор - не ссора…».
Давайте вспомним в какую ситуацию попали герои рассказа В. Драгунского «Удивительный день». Они решили построить площадку для космического корабля, но в самый разгар интересной и дружной работы начинается спор о том, кто будет космонавтом? Давайте вспомним, как происходило дело у героев В. Драгунского (зачитывается отрывок из рассказа).
Обсуждение:
Как вы поняли, что ребята перешли от спора к ссоре? Почему это произошло?
Чем отличается спор от ссоры? (Ответы записываются на листе, поделенном на двое.)
Как можно избежать ссоры?
- Игра «Интонация».
Инструкция. Разбейтесь в пары. Можете ли вы сказать мне, каким голосом вы разговариваете, когда играете друг с другом, обращаетесь с просьбой, спорите? Ведь даже сказать слова приветствия и назвать свое имя можно с разной интонацией. Пусть каждый из вас по очереди произнесет фразу: «Привет! Меня зовут… . Сейчас моя очередь играть в эту игру.» - сначала сердито, потом неуверенно, а затем доброжелательно.
Обсуждение:
Какая интонация воспринималась наиболее оптимально?
Как часто вы её используете?
- Упражнение «Небеса и ад».
Интонация, которую мы выбираем, очень влияет на то, как складываются наши отношения с другими людьми, с детьми и взрослыми. Крик, недоброжелательный голос, приводят к спорам, конфликтам, непониманию. Но особенно опасны драки, тогда наступает «настоящий ад». Предлагаю вам послушать восточную притчу…
«Один молодой воин пришел к мудрецу и спросил его: «О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами (раем) и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты молодой глупец. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен»
Услышав это, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя просто убить!» - заорал он и достал свой меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В то же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад».
Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч в ножны. «А вот это и есть небеса»,- заметил старик.» (Фопель, К. Ч. 1, с.144.)
- Можете ли вы вспомнить случай, когда ваш спор с кем-то едва не закончился дракой? Может вы быть, вы были настолько возбуждены, что готовы были сами начать драку, а может быть, другой спорщик в порыве ярости набросился на вас. Удалось ли вам избежать драки? Как вы себя при этом чувствовали? Дайте этой истории какое-нибудь название.
Обсуждение.
В чем различие между спором и дракой?
Что можно сделать, чтобы спор не перешел в драку?
Бывают ли случаи, когда ты вынужден драться?
Драка - это хороший способ решить спор?
Почему мудрец в притче сказал, что насилие – это ад?
- Групповая дискуссия.
Когда мы обижаемся или гневаемся, то обвиняем в этом других и стараемся переложить на них ответственность за наши чувства. Но за наши чувства отвечаем мы сами, а не кто-то другой. Когда мы сердимся, то начинаем говорить друг другу «ты»:
- Ты чего разорался?
- Ты мне надоел!
- Ты взял мои вещи!
- Ты говорил ерунду!
- Ты вечно опаздываешь!
Ведущая просит детей привести примеры ситуаций, когда в их адрес выражалось недовольство, претензия, и фраза начиналась с местоимения «ты». Что вы чувствовали? Затем каждый ребенок получает карточку, на которой написаны «Ты - высказывания». Найдя себе адресата, дети по кругу обмениваются репликами недовольства.
- Что вы почувствовали, когда вам сообщили претензию в такой форме?
Если мы хотим, чтобы наши чувства были услышаны и нашли понимание у других людей, эффективнее выражать их в форме «Я -высказывания».
Мы используем «Я - высказывания», когда хотим кому-нибудь сообщить о наших чувствах, о том, что нас не устраивает в поведении окружающих.
Ведущая пишет формулу «Я - высказывания» на большом листе бумаги и раздает детям и раздает детям рабочие листы с такой же формулой.
- Работа в парах «Составьте … «Я - высказывания»:
Дети получают листы с проблемными ситуациями и с алгоритмами построения «Я - высказываний». С помощью опорной схемы и с помощью ведущей они в парах составляют ответ на проблемную ситуацию в форме «Я - высказывания».
- Обсуждение.
Какие трудности у вас были при выполнении этого задания?
Какие чувства вы испытывали, когда слышали в свой адрес «ты»?
Что вы чувствовали, когда слышали «Я - высказывания»?
- Упражнение «Равновесие».
Инструкция. Сядьте на пол, разбейтесь на пары, возьмитесь за руки и отклонитесь назад. Насколько далеко вы можете отклониться назад? А теперь встаньте. Поставьте ступни вплотную друг к другу и медленно отклонитесь назад. Можете ли вы удерживать равновесие. Выполните это задание с разными партнерами. (Фопель К., Ч.2, с.139)
Заключительная часть.
- Обратная связь:
Я узнал(а) сегодня…
Мне понравилось / не понравилось сегодня…
Мне хотелось бы…
- Завершающий ритуал. «Рукопожатие в круге».