Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   «Как спорить, не ссорясь»

Библиотека

«Как спорить, не ссорясь»

Автор: Майкова Наталья, Педагог-психолог

Цель: Создание условий для формирования навыков ненасильственного общения у детей в возрасте 7 – 10 лет.

Задачи:

- развитие конструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях;

- получение опыта уверенного, ненасильственного взаимодействия со сверстниками.

Структура занятия.

Приветствие: «Рукопожатие в круге».

Разминка: Упражнение «Только вместе!»

Инструкция. Разбейтесь на пары и встаньте, пожалуйста, спина к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь точно так же встать? Поменяйтесь парами. (Фопель, К. Ч.4, с. 51)

Вводное слово ведущей:

- На прошлом занятии мы говорили о том, как можно справиться с обидой. Сегодня мы обсудим вопрос о том, как избежать ссоры, а если ссора все-таки произошла, какие слова нам могут помочь помириться друг с другом.

Время от времени каждый из нас хочет доказать свою правоту во что бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой это превращается в настоящую борьбу. Начиная спорить, мы очень часто переходим на крик. И чем сильнее мы кричим, тем больше наш спор напоминает ссору и тем сложнее найти выход из этой ситуации.

Основная часть.

- Упражнение «Спор - не ссора…».

Давайте вспомним в какую ситуацию попали герои рассказа В. Драгунского «Удивительный день». Они решили построить площадку для космического корабля, но в самый разгар интересной и дружной работы начинается спор о том, кто будет космонавтом? Давайте вспомним, как происходило дело у героев В. Драгунского (зачитывается отрывок из рассказа).

Обсуждение:

Как вы поняли, что ребята перешли от спора к ссоре? Почему это произошло?

Чем отличается спор от ссоры? (Ответы записываются на листе, поделенном на двое.)

Как можно избежать ссоры?

- Игра «Интонация».

Инструкция. Разбейтесь в пары. Можете ли вы сказать мне, каким голосом вы разговариваете, когда играете друг с другом, обращаетесь с просьбой, спорите? Ведь даже сказать слова приветствия и назвать свое имя можно с разной интонацией. Пусть каждый из вас по очереди произнесет фразу: «Привет! Меня зовут… . Сейчас моя очередь играть в эту игру.» - сначала сердито, потом неуверенно, а затем доброжелательно.

Обсуждение:

Какая интонация воспринималась наиболее оптимально?

Как часто вы её используете?

- Упражнение «Небеса и ад».

Интонация, которую мы выбираем, очень влияет на то, как складываются наши отношения с другими людьми, с детьми и взрослыми. Крик, недоброжелательный голос, приводят к спорам, конфликтам, непониманию. Но особенно опасны драки, тогда наступает «настоящий ад». Предлагаю вам послушать восточную притчу…

«Один молодой воин пришел к мудрецу и спросил его: «О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами (раем) и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты молодой глупец. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен»

Услышав это, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя просто убить!» - заорал он и достал свой меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В то же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад».

Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч в ножны. «А вот это и есть небеса»,- заметил старик.» (Фопель, К. Ч. 1, с.144.)

- Можете ли вы вспомнить случай, когда ваш спор с кем-то едва не закончился дракой? Может вы быть, вы были настолько возбуждены, что готовы были сами начать драку, а может быть, другой спорщик в порыве ярости набросился на вас. Удалось ли вам избежать драки? Как вы себя при этом чувствовали? Дайте этой истории какое-нибудь название.

Обсуждение.

В чем различие между спором и дракой?

Что можно сделать, чтобы спор не перешел в драку?

Бывают ли случаи, когда ты вынужден драться?

Драка - это хороший способ решить спор?

Почему мудрец в притче сказал, что насилие – это ад?

- Групповая дискуссия.

Когда мы обижаемся или гневаемся, то обвиняем в этом других и стараемся переложить на них ответственность за наши чувства. Но за наши чувства отвечаем мы сами, а не кто-то другой. Когда мы сердимся, то начинаем говорить друг другу «ты»:

- Ты чего разорался?

- Ты мне надоел!

- Ты взял мои вещи!

- Ты говорил ерунду!

- Ты вечно опаздываешь!

Ведущая просит детей привести примеры ситуаций, когда в их адрес выражалось недовольство, претензия, и фраза начиналась с местоимения «ты». Что вы чувствовали? Затем каждый ребенок получает карточку, на которой написаны «Ты - высказывания». Найдя себе адресата, дети по кругу обмениваются репликами недовольства.

- Что вы почувствовали, когда вам сообщили претензию в такой форме?

Если мы хотим, чтобы наши чувства были услышаны и нашли понимание у других людей, эффективнее выражать их в форме «Я -высказывания».

Мы используем «Я - высказывания», когда хотим кому-нибудь сообщить о наших чувствах, о том, что нас не устраивает в поведении окружающих.

Ведущая пишет формулу «Я - высказывания» на большом листе бумаги и раздает детям и раздает детям рабочие листы с такой же формулой.

- Работа в парах «Составьте … «Я - высказывания»:

Дети получают листы с проблемными ситуациями и с алгоритмами построения «Я - высказываний». С помощью опорной схемы и с помощью ведущей они в парах составляют ответ на проблемную ситуацию в форме «Я - высказывания».

- Обсуждение.

Какие трудности у вас были при выполнении этого задания?

Какие чувства вы испытывали, когда слышали в свой адрес «ты»?

Что вы чувствовали, когда слышали «Я - высказывания»?

- Упражнение «Равновесие».

Инструкция. Сядьте на пол, разбейтесь на пары, возьмитесь за руки и отклонитесь назад. Насколько далеко вы можете отклониться назад? А теперь встаньте. Поставьте ступни вплотную друг к другу и медленно отклонитесь назад. Можете ли вы удерживать равновесие. Выполните это задание с разными партнерами. (Фопель К., Ч.2, с.139)

Заключительная часть.

- Обратная связь:

Я узнал(а) сегодня…

Мне понравилось / не понравилось сегодня…

Мне хотелось бы…

- Завершающий ритуал. «Рукопожатие в круге».

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ