Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   К вопросу об особенностях физического насилия над детьми

Библиотека

К вопросу об особенностях физического насилия над детьми

Автор: Сергеева Н.Е., Психолог

Одним из наиболее распространенных видов травмирования детей является физическое насилие. Физическое насилие, к сожалению, явление достаточно распространенное в нашем обществе.

Как отмечают Н. М. Платонова и Ю.П. Платонов, воздействие физического насилия на психическое состояние ребенка опосредуется: возрастом ребенка, уровнем его развития, личностными особенностями, характером, длительностью насилия, отношением насильника к ребенку, повторяемостью травматического события.

Н. О. Зиновьева и Н. Ф. Михайлова описывают факторы, связанные с семьей, на основании которых можно предполагать применение физического насилия по отношению к ребенку:

1. Известно, что в этой семье детей или конкретно данного ребенка и раньше подвергали физическому насилию;

2. Родитель относится к ребенку пренебрежительно;

3. Родитель применяет жестокие приемы для дисциплинирования ребенка (удары кулаком или рукой, ногой, избиение предметом – ремнем и т.п.);

4. Известно, как родитель угрожал ребенку физической расправой («Ты у меня сегодня заработаешь …») или как он вспоминал насильственные действия (« Ты у меня получишь, как тогда …»);

5. Описание родителями происшествия не совпадает с характером травмы у ребенка;

6. Родитель не может объяснить, как возникла травма, даёт противоречивые объяснения.

Причины, вызывающие риск физического насилия детей обусловлены особенностями личности родителей и ребенка. Н. В. Тарабрина указывает, что наиболее часто жертвами насилия, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников, становятся:

1) Дети, воспитывающиеся в условиях жестокого обращения в семье, которые враждебно воспринимают мир, готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявлять его в отношении слабых;

2) Дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности и эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла, а также имеющие отставание в психофизическом развитии, легко внушаемые, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию;

3) «Уличные» дети;

4) Дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечёткими внутренними границами личности, делающими их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные;

5) Дети с нервно-психическими расстройствами (олигофрения, расстройства личности – психопатии, последствия органического поражения головного мозга и пр.);

6) Маленькие дети в силу своей беспомощности;

7) Недоношенные дети или дети с малым весом при рождении (т.к. они обычно более раздражительны, больше плачут и доставляют больше проблем родителям).

Как отмечают Н. М. Платонова, Ю. П. Платонов, причинами эмоциональной холодности родителей может быть воздействие нездоровых, деморализующих обстоятельств (алкоголизм родителей, употребление наркотиков); инфантильность личности родителей, внутриличностный конфликт одного или обоих родителей, несформированность родительских ролей, отсутствие ясного определения правил поведения в семье, наличие в родительском сценарии травматического опыта физического насилия, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку также провоцируют эмоциональное отторжение ребенка.

В качестве ведущих причин возникновения физического насилия над ребенком в семье Н. М. Платонова и Ю. П. Платонов выделили следующие факторы, представленные в таблице.

 

Таблица «Факторы возникновения физического насилия в семье»

Особенности личности ребенка

Особенности личности родителей

Особенности психологической атмосферы в семье

- Наличие уродства, неизлечимой болезни, инвалидности, умственной отсталости.

- Нарушение психического или физического развития, недоношенность, несоответствие личности ребенка ожиданиям родителей.

- Гиперактивность, импульсивность и агрессивность, отклоняющееся от нормы поведение ребенка.

- Повышенный уровень тревожности, импульсивности, низкий уровень контроля собственных действий.

- Ригидность в поведении, взаимоотношениях.

- Признание необходимости применения в процессе воспитания системы физических наказаний.

- Низкий уровень самооценки и образования, акцентуация характера (эпилептоидного, демонстративного типов).

- Нежелание иметь ребенка и вынужденное исполнение роли родителя.

- Наличие у родителя сценария, который содержит травматический опыт жестокого обращения.

- Высокая степень психологической зависимости и нарциссичность.

- Наличие садомазохистских тенденций во взаимоотношениях с детьми.

- Отсутствие умений в приемлемом и адекватном выражении эмоций и чувств, небольшой опыт (или его отсутствие) позитивного взаимодействия с людьми разного возраста.

- Изменчивость и нестабильность идентификации.

- Большое затруднение родителей при распознавании собственных психологических потребностей и потребностей своих детей.

- Психическое заболевание родителей (депрессии, острые бредовые реакции, тяжелые тревожные расстройства, приводящие к агрессивным и аффективным реакциям).

 

Материал подготовлен с использованием литературы:

1. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб. – 2003.

2. Платонова Н.М., Платонов Ю.П. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. СПб. – 2004.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ