Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Методическая разработка занятия "Я учусь владеть собой"

Библиотека

Методическая разработка занятия "Я учусь владеть собой"

Автор: Зиновьева Е.А., Воспитатель

Цель занятия: Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия тревожность и стресс.
  2. Обратить внимание воспитанников на «здоровые» способы преодоления тревожности.
  3. Познакомить воспитанников с упражнениями на расслабление.

Место проведения: актовый зал центра.

Участники: воспитанники центра в возрасте от 12 до 15 лет.

Время проведения: 45 минут.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, карточки для выполнения упражнения, релаксационная музыка, магнитофон.

Ход занятия:

Добрый день, ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии.

Сегодня оно называется "Я учусь владеть собой".

– Ребята, как вы думаете, что такое тревожность?

Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.

– Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)

– Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)

Методическая разработка занятия Что такое тревожность. Стресс.

– Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх

Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек и его организм, испытывает стресс.

Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.

Физиологическая сторона тревожности.

– Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы.

Ребята, а вспомните, пожалуйста ситуации, когда вы тревожились? (детям выдаются индивидуальные карточки «Я тревожусь в ситуациях, когда …». Дети указывают ситуации, когда испытывали напряжение).

Молодцы! Ребята, а как вы думаете, к чему приводит такое состояние? (на проекторе появляются слайды с иллюстрациями).

Постоянное пребывание в таком режиме ведет к стрессу. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму.

Методическая разработка занятия – А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться? Уверена, что у каждого из вас есть способ, который помогает ему в ситуации тревоги.

Расскажите, пожалуйста, как вы преодолеваете тревожность, что для этого делаете.

Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему.

Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.

Упражнение «Даже если…» – «В любом случае…» (детям делятся на пары, воспитатель раздает каждой паре по заготовке цветков, на одном написано «Даже если…», а на втором «В любом случае…).

Первый ребенок произносит название первого цветка «Даже если … и указывает проблему «мне плохо, я получил двойку, и т.д. Второй называет свой цветок «в любом случае...» и заканчивает положительной фразой. Это только на сегодня у меня плохое настроение, я не буду расстраиваться, я смогу исправить двойку. Участники обмениваются цветками. Теперь первый говорит решение проблемы, а второй саму проблему.

Ребята, вам понравилось упражнение? Трудно было его выполнять?

– Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях.

Методическая разработка занятия А) Успокойтесь. «Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать. Не бывает безвыходных ситуаций.

Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.

  • Медленно сделай глубокий вдох;
  • Задержи дыхание и сосчитай до четырех;
  • Медленно выдохни.

Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.

Упражнение «Домик».

Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика. Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты.

Ребята, скажите, какие способы преодоления тревожности вы для себя отметили?

На этом наше занятие подошло к концу.

  • Ребята, скажите, что вам понравилось на занятии?
  • Что не понравилось?

Что нового вы сегодня узнали?

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ