Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Психологическая безопасность ребенка. Как ее обеспечить?

Библиотека

Психологическая безопасность ребенка. Как ее обеспечить?

Автор: Быстрова Е.В., Психолог

Важнейшим условием полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья является психологическая безопасность.

Создание условий психологического комфорта (когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка) получило название «психологической безопасности».

Необходимо знать основные источники угрозы психологической безопасности ребенка и, по мере сил, совместно с классными руководителями, воспитателями их устранять.

Источники угрозы психологической безопасности ребенка условно можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

  1. Внешние источники:

Физические:

  • Неблагоприятные погодные условия.
  • Недооценка значения закаливания, сокращение пребывания ребенка на свежем воздухе.
  • Нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация.
  • Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.
  • Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

Социальные:

  • Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в принятии решений, так и в поступках
  • Межличностные отношения детей с другими детьми, родителями, другими взрослыми. Детское сообщество, родители в силу каких- то причин могут отвергать ребенка (например, не оправдал ожидания). Могут проявляться грубость и жестокость. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме.
  • Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
  • Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
  • Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе, семье.
  1. Внутренние источники угроз психологической безопасности ребенка могут быть:
  • Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
  • Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
  • Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
  • Индивидуально-личностные особенности ребенка, например, сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться в следующих симптомах:

  • в трудностях засыпания и беспокойном сне;
  • в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
  • в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
  • в рассеянности, невнимательности;
  • в беспокойстве и непоседливости;
  • в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
  • в проявлении упрямства;
  • в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
  • в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
  • в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
  • в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
  • в повышенной тревожности;
  • в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки говорят о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они проявляются в комплексе и наблюдались ранее.

Для обеспечения психологической безопасности ребенка следует включить следующие мероприятия:

  • систему профилактики психоэмоционального состояния ребенка средствами физического воспитания: массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные процедуры;
  • аромо- и фито- терапию путем подбора специальных растений (корица, ваниль, мята) и цветового решения интерьера (использование пастельных тонов светло-розового, светло-голубого, желтого, зеленого цветов), способствующих снятию напряжения;
  • работу с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапия (лечение искусством, творчеством) увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма;
  • музыкальную терапию – регулярно проводимые музыкальные паузы, игру на детских музыкальных инструментах. Положительное влияние на развитие творческих способностей, на оздоровление оказывает классическая музыка.
  • расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми. Создание развивающей предметно-пространственной среды (разнообразные игрушки, настольно-печатные игры, краски, карандаши, пластилин, книги и т.п.).

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ