Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Дети всякие равны

Библиотека

Дети всякие равны

Конечно, подавляющему большинству приёмных ро­дителей хорошо известен и понятен тезис, что люди вообще и дети в частности различны «по определению». Проблема состоит в том, что многие папы и мамы закла­дывают в это понятие гораздо меньше параметров, чем есть на самом деле.

В действительности дети различны абсолютно во всём, включая психотипы, поведенческие рамки, пределы обучаемости, а не только в своих склон­ностях и талантах. «А вот зависимость так называемой "будущей жизни" от выраженности этих различий, мяг­ко говоря, преувеличивается. Одновременно отношение к детям, исходящее из их индивидуальных особенностей, безусловно, идёт на пользу, — замечает Анастасия Уман­ская. — Например, ребёнку можно терпеливо и аргумен­тированно объяснить, что его брату можно получать "тройки", так как у последнего, несмотря на старания, не получается учиться лучше. При этом права на раз­ные вкусности, на прогулки и тренировки дети должны иметь совершенно одинаковые: права личности и уровень физических или умственных возможностей не связаны между собой. Так, право ребёнка на общение со сверстниками никак не связано с тем, какие оценки он получает в школе или с успехами в плавании».

Чтобы дать детям одинаковые шансы на успех — в первую очередь, на успех личностный – важно помнить следующее.

  • Различия между детьми — совершенно естественный факт, который никоим образом не должен влиять на степень любви и на равенство детей в статусе и возможностях перед лицом родителей. Образно говоря, дети не одинаковые, но равно любимые цветы на одной клумбе. Вы же не перестанете поливать фиалку потому, что, она растёт медленнее, чем календула?
  • Отличия одного ребёнка от другого нельзя скорректировать наказаниями или ограничениями.
  • Имеет смысл вмешиваться в поступки детей только там, где вмешательство действительно необходимо, там, где последствия поступка могут быть по-настоящему серьёзны для здоровья, финансового статуса семьи и т. д.
  • Желательно давать ребёнку максимум объективной информации о реальных последствиях его поступков. Так, во фразе «Если ты не выучишь, ты получишь двойку, и мне будет стыдно, кроме того, тебе будет трудно на экзамене» желательно оставить первый и последний пункты.
  • Правильный подход состоит в том, чтобы максимально спокойно допускать несение ребенком ответственности за собственные поступки: переел жареного — почувствуй изжогу и больше не ешь (разумеется, это не повод не предложить таблетку).
  • Не стоит проводить принципиальных различий между образованием, питанием, развлечениями и возможностями детей на основании их возраста, пола, обучаемости или одарённости.

По материалам журнала «Родные люди» №4, 2011 г.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ