Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Вместе мы – сила!

Библиотека

Вместе мы – сила!

Автор: Вараева Надежда Валерьевна, Зав. психолого-педагогическим отделением

Причины возникновения социальной дезадаптации

В литературе выделяют следующие причины социальной дезадаптации (они же, как правило, служат и критериями):

  • алкоголизм (или другая форма зависимости);
  • потеря (отсутствие) работы и средств к существованию;
  • психологическая неудовлетворённость, депрессии, конфликты с социальным окружением;
  • асоциальные формы поведения, связь с криминальными структурами.

Установить, что является основной, первичной причиной социальной дезадаптации довольно сложно. Как правило, социальная дезадаптация передается из поколения в поколение, и мы наблюдаем уже последствия этого процесса и имеем дело с мультипроблемными семьями, когда, лишённая родительских прав мама, рожает нового внебрачного ребёнка или, безработная многодетная одинокая мать помещает своих детей в социально-реабилитационный центр, так как им не хватает ни места в квартире, ни денег на питание.

Мировая статистика показывает, что выпускники детских домов, интернатов и приютов, вырастая, попадают в ту же категорию социально-неблагополучных семей, которую ранее составляли их родители. Это делает очевидным тот факт, что проблема заключается не в отдельной личности, а в том механизме социализации, который проходит ребёнок-сирота или ребёнок, воспитывающийся в семье группы риска.

Перечень услуг, предоставляемый семье в трудной жизненной ситуации, представляет собой:

  • Материальную помощь (субсидии, пособия);
  • Психологические консультации (в том числе семейная психотерапия);
  • Предоставление временного проживания ребёнку (в возрасте от 3 до 18 лет) в центре социальной реабилитации или приюте;
  • Юридические консультации;
  • Социальная работа (в основном, патронаж).

Причины, по которым социальная реабилитация семьи часто оказывается неуспешной и не имеет долгосрочного эффекта: отсутствие положительного социального опыта (как у детей, так и у родителей), и отсутствие поддержки со стороны социально окружения (родственников, соседей и общества в целом).

Родители в социально-неблагополучных семьях, регулярно и на протяжении длительного времени пользующиеся социальной поддержкой государства, а так же их дети, выращенные на постоянном контроле со стороны гос. учреждений, становятся социальными инвалидами, не способными жить и функционировать в обществе, как самостоятельные личности. Жить на социальные пособия и воспитывать детей в государственном учреждении для таких семей – становится социальной нормой, что делает их, с одной стороны, зависимыми от государства, а с другой – формирует пассивную иждивенческую позицию. В совокупности эти факторы разрушают всю психологическую структуру личности, что лишает такие семьи потенциала к изменению, - и круг замыкается.

Социальная адаптация и социальная успешность

Говоря о социальной дезадаптации и социальной реабилитации важно понимать, что ресурс реабилитационной работы заключён не в ликвидации или нейтрализации негативных последствий травматических социальных или социо-психологических воздействий, а в последовательном, пошаговом, прохождении клиентом (будь то ребёнок или взрослый) социализации и социальной адаптации под контролем или при сопровождении специалистов. При этом социальную адаптацию следует понимать как процесс усвоения и принятия норм и механизмов, приводящих клиента к восприятию себя успешной личностью. Психологический комфорт личности напрямую зависит от удовлетворения её потребностей (как физических, так и социальных). Причём социально-адаптированная личность удовлетворяет свои потребности социально допустимыми и социально одобряемыми способами.
С социальной точки зрения критериями успешной социальной адаптации могут служить:

  • наличие профессии и работы, оплачиваемой адекватно потребностям (запросам) человека;
  • наличие семьи, родственных и других положительных социальных связей;
  • наличие жилья (удобного места проживания);
  • социальные интересы и социальная позиция личности.

С психологической точки зрения критериями успешной адаптации личности будут:

  • адекватная положительная самооценка и самопринятие;
  • адекватный уровень притязаний (под «адекватным» мы понимаем достижимый, но превышающий уже достигнутое);
  • адекватные социальные связи и отношения, наличие привязанности и значимых людей;
  • владение коммуникативными навыками и механизмами самореализации.

Семья как субъект социальной реабилитации

В норме социализация ребёнка проходит в семье, через общение и пример его родных биологических родителей и родственников. Изымая ребёнка из семьи, даже временно, мы уже нарушаем процесс его социализации. Эффективнее проводить реабилитацию всей семьи, не разрывая социальных и психологических связей.

Основная трудность в работе с этой категорией семей – непонимание со стороны членов семьи своих проблем и отсутствие мотивации к изменениям.

Поэтому первым шагом в работе с кризисной семьёй будет помощь семье в осознании наличия проблемы и формулировка проблемы (в том числе в виде запроса на социальную работу). Вторым шагом будет совместный поиск ресурсов семьи для решения сформулированной проблемы через психологическую работу с семьей. Это профильная и адресная работа команды специалистов.

Трети шаг – накопление положительного социального опыта. На этом этапе семья выходит в социум пробовать свои новые возможности, приобретённые в терапевтической работе. Задача учреждения, которое ведёт данную семью на этом этапе создать щадящую социальную среду через участие кризисных семей в мероприятиях совместно с волонтёрами. Волонтеры в данном случае играют роль положительного социального окружения семьи и представляют собой группу поддержки (функцию, которую в социально здоровых семьях выполняют родственники и друзья семьи).

Хорошо, если в учреждении имеется заранее подготовленная команда волонтёров, уже имеющих опыт работы с кризисными семьями. Однако введение волонтеров в живое пространство семьи должно быть постепенным и последовательным. Для этого можно использовать клубы при учреждениях, в рамках которых могут проводиться тематические вечера и мастер-классы по организации досуга и учебного пространства ребёнка, а также метод « Сеть социальных контактов».

В КГУ СРЦН «Надежда» с 2011 года открыт и действует офис волонтёров, где добровольцы, желающие работать с семьями, могут пройти подготовку в форме тренингов, получить индивидуальную консультацию и рекомендации для начала волонтерской деятельности. Запись на тренинги производится заранее по телефону: 8 (831) 417-49-72 или на сайте волонтёрской организации «Детский проект» http://deti.nnov.ru

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ