Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Вместе играем, вместе растем!

Библиотека

Вместе играем, вместе растем!

Автор: Чиркова А.В., Педагог-психолог

Воспитание ребенка в семье – всегда непростая задача, но на сегодняшний момент это задача повышенной трудности. В воспитании детей семья не может быть заменена никакими другими социальными институтами. Именно семья формирует систему ценностей, базовые структуры личности ребенка, его отношение к себе, к миру. Личность ребенка, степень ее гармоничности — дисгармоничности выступает своеобразным зеркалом, отражающим скрытое и явное влияние семьи. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность их получения. И тем более все значительно усложняется, когда семья воспитывает ребенка с ограниченными возможностями.

Практика общения с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями, показывает, что лишь немногие родители воспринимают судьбу своего ребенка не как досадный медицинский случай, не как тяжкое бремя, а как жизненную задачу, которую надо решать.

Работая с детьми (в том числе и с детьми с ограниченными возможностями здоровья), нами было замечено, что не достаточно проводить развивающие (коррекционные) занятия только с детьми, необходимо, чтобы соответствующая работа продолжалась и дома.

Именно в поиске решений этих проблем в ЦСПСД «Гармония» педагогом-психологом Чирковой А.В. совместно с социальным педагогом Писановой Л.А. создавалась программа» «Растем вместе» призванная помочь родителям решить жизненные задачи связанные с воспитанием особого ребенка, целью которой является гармонизация детско-родительских взаимоотношений и повышение уровня социально-психологической компетентности родителей. Программа успешно реализуется с октября 2012 г, и по прошествии более полугода, мы можем говорить о пользе, важности программы, и о полученных результатах.

В рамках программы «Растем вместе» коррекционно-развивающие занятия посетили 95 детей и повысили свою компетентность (получили новые знания и развили новые умения) 90 родителей. Программа проходила в форме комплексных коррекционно-развивающих занятий для детей и родителей из многодетных, малообеспеченных, приемных, опекунских семей; и включала в себя 28 занятий (для четырех подгрупп). Занятия с детьми и родителями проводились в актовом зале, снабженным музыкальным центром, для каждого занятия создавались декорации из рисованных домиков, елочек, игрушек; и дети в зависимости от темы занятия попадали то на деревенский двор, то в лес к диким животным. Совместные детско-родительские занятия дают больший воспитательный и образовательный эффект, могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Например: родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками или что ему трудно усваивать и запоминать новый материал. Тогда в ходе работы корректируется программа, т. к. на наших занятиях осуществляется индивидуальный подход; учитываются особенности каждой семьи и каждого участника (ребенка и родителя). На занятиях мы: обучаем родителей, рассказываем и объясняем, как заниматься с ребенком дома; вселяем уверенность в собственные силы, смягчаем воздействие стресса, содействуем налаживанию детско-родительские взаимоотношений, оказываем помощь в мобилизации имеющихся внутренних и внешних ресурсов всех членов семьи.

С целью выявления эффективности работы по программе проводиться ряд диагностик, которые помогают скорректировать работу, как педагогов так и работу родителей. Так, например тест – опросник «Мой ребенок» (А.Я. Варги, В. В. Столина) показывает преобладающий тип родительской позиции по отношению к ребенку; и помогает корректировать неверные с точки зрения травматичности для детской психики акцентуации (с авторитарным стилем воспитания; с тенденцией потворствующей гиперопеки; негативизм) и преобразовывать их в конструктивную родительскую позицию.

Результаты итоговой диагностики говорят об эффективности коррекционно-развивающего и воспитательного влияния программы «Растем вместе».

В заключение хотелось бы привести пример 1 занятия по нашей программе.

 

Конспект занятия «Обучение родителей методам ознакомления детей с окружающим миром» (Домашние животные)

 

Цель занятия: Сплочение группы; установление контакта между участниками; создание атмосферы единств. Налаживание эмоционального контакта между родителями и детьми. Развитие тактильных ощущений. Обучение взаимодействию с партнером (родителем, товарищем) Снятие эмоционального напряжения. Обучение родителей активным формам взаимодействия с ребенком. Создание веселого, радостного настроения от коммуникативной игры. Эмоциональное и мышечное расслабление.

  1. Приветствие: Дети вместе с родителями заходят в зал и становятся вокруг детского стульчика, на котором помещена игрушка корова. Педагог-психолог рассказывает ребятам, что коровка очень хочет познакомиться со всеми. Каждый участник (ребенок и родитель) берет игрушку в руки, здоровается с ней; называет свое имя и передает дальше по кругу. Если ребенок не говорящий, плохо говорящий или стеснительный допустимо чтоб имя ребенка назвал родитель.
  1. Игра «Домашние животные».

Педагог-психолог предлагает детям обратить внимание на декорации (Нарисованный на картоне деревенский домик, заборчик и сидящих перед ним игрушек домашних животных); и выбрать любую игрушку. Дети стоя в кругу рассказывают о своем животном: чем полезен человеку; что ест; как кричит, родители помогают и подсказывают.

  1. Игра «Чудесный мешочек». Развитие познавательных способностей и мелкой моторики .

Ребенок просовывает руку в заранее приготовленный мешочек где лежит «корм» для домашних животных»( пластиковые овощи ; фрукты, цветы, хлеб и т. п) ребенок не вынимая руку из мешка пробует угадать что он держит в руках (если ребенок или группа детей слабая то достает сразу) называет что достал и угощает «кормом» того животного который его ест, родители помогают и подсказывают.

  1. Игра на коммуникацию. «Чья мама?» (парные картинки).

Педагог-психолог раздает детям и родителям картинки с изображением родителей и детенышей домашних животных и предлагает объединиться в пары; детенышу найти свою маму и родителю своего детеныша. Далее «пара» рассказывает педагогу что они за семья где живут, что едят, и называют себя.

Пример: Мы семья барашков. Мы живем в хлеву любим травку и сено, даем людям шерсть. Я мама меня зовут овечка. Я ребенок меня зовут ягненок.

  1. Игра коммуникативная. «Мышки». Назначаются «мыши». Дети и родители стоят в кругу держась за руки их задача поймать мышек в «мышеловку». Дети хором читают стихотворение и когда оно заканчивается опускают руки вниз «захлопывая мышеловку».
  1. Рисование (краски) « Дождик- дождик, кап, кап, кап...»

Дети вместе с родителями рисуют на ватмане разноцветными красками капли

дождя.

  1. Музыкальная терапия «Дождик». Дети вместе с родителями под приятную расслабляющую музыку бросают камешки в «лужи» (тазики наполовину наполненные водой).
  1. Заключительное упражнение «Колокол».

Участники, стоя в кругу, берутся за руки поднимают и резко опускают их крича: «бом»; действие повторяют три раза.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ