Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Общение с ребенком – важно?

Библиотека

Общение с ребенком – важно?

Автор: Готлиб С.Ю., Педагог-психолог

Общение – это основа любых отношений. Что можно сказать об отношения «родитель – ребенок»? Конечно, это воспитание, забота, любовь, а вот общение - это способ выразить все это. Родитель и ребенок делятся своим радостями, горестями, тревогами, они становятся ближе друг другу, учатся доверять, достигают понимания. Умение общаться - со сверстниками, взрослыми, с окружающим миром – оно тоже во многом формируется в семье, а именно – в процессе общения ребенка с родителями.

Полноценное развитие ребенка подразумевает постоянное общение. Именно в раннем возрасте закладываются основы деятельности и личности маленького человека. До года ребенок может общаться только улыбками, «угуканьем» и взглядами. Если в этот период малыш не получит достаточно тепла и внимания от взрослых, могут замедлиться все аспекты психического развития. В этом случае проявляется недостаток инициативности, отставание умственного развития, заторможенность в эмоциональной сфере, несформированность речи, трудности во взаимоотношениях с взрослыми, двигательная вялость, скованность. В дальнейшем возместить недостаток общения будет очень трудно. К тому же, недополучивший общения ребенок ощущает дефицит участия, заботы и может вырасти озлобленным и жестоким.

По мере общения с родителями и другими взрослыми ребенок формирует собственный образ взаимоотношения с окружающими, душевность, избирательные привязанности. Взаимодействие со взрослыми становится основой гармоничного психического развития ребенка. Так как взрослые являются центром внимания детей, все предметы, которые они видят в руках родителей, становятся нужными, привлекательными. Если взрослые показывают малышу, как пользоваться игрушками и прочими вещами, происходит естественное обучение и познавание окружающего мира. Но такое обучение не будет плодотворным, если сухо общаться с ребенком - ему необходимы разговоры, поддержка, похвала, положительные эмоции; именно это приучит ребенка к сотрудничеству и общению. Постепенно у малыша формируется чувствительность к оценке окружающими его действий, возникает потребность в более уважительном отношении. Ярким проявлением этого служит повышенная обидчивость: после замечания малыш может прекратить деятельность не будет к ней возвращаться, а после похвалы, наоборот, почувствует восторг и возбуждение. Дети в возрасте до 3-4 лет слабо реагируют на возможные замечания родителей, но по мере взросления становится важно, чтобы заметили их достижения, похвалили за успех, ответили на все вопросы. Когда взрослые слишком часто одергивают ребенка, указывают на неудачи и неумения, малыш растет замкнутым, у него пропадает интерес к общению.

В отечественной детской и возрастной психологии признанным авторитетом является профессор Факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Юлия Борисовна Гиппенрейтер.

Основываясь на рекомендациях этого опытного психотерапевта, основные правила общения с ребенком следующие:

  1. Можно выражать свое неудовольствие отдельными действиями ребенка, а не. ребенком в целом.
  2. Можно осуждать действия ребенка, а не его чувства. Раз они (чувства) возникли, значит, для этого есть основания.
  3. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие его.
  4. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством Вы говорите ему: "С тобой все в порядке! Ты справишься!".
  5. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
  6. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
  7. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
  8. Позволяйте Вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным".
  9. Активно слушайте ребенка ("возвращайте" ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувство).
  10. Если ребенок своим поведением вызвал у Вас отрицательные переживания, обязательно скажите ему об этом.
  11. Когда Вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о СЕБЕ и о СВОЕМ переживании, а не о ребенке и его поведении (Я не люблю, когда дети неаккуратны, МНЕ стыдно от взглядов соседей...).
  12. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Посмотрите, что Вы можете изменить в окружающей обстановке.
  13. Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка (снизьте уровень "родительских амбиций").
  14. Правила (ограничения, запреты) должны быть в жизни каждого ребенка.
  15. Правил (ограничений, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
  16. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с основными потребностями ребенка.
  17. Тон, в котором сообщается запрет, должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.
  18. Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
  19. Положительное отношение к себе - основа психологического выживания. Ребенок постоянно ищет его и даже борется за него.

Полезно с маленькими детьми поиграть в игру "Ласковый мелок"

Цель: игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.

Взрослый говорит ребенку:

«Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

Эту игру можно использовать перед сном, во время отдыха.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ