Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Материнская депривация – как один из факторов психоэмоционального насилия над детьми, оказавшимися в условиях социально-реабилитационного учреждения

Библиотека

Материнская депривация – как один из факторов психоэмоционального насилия над детьми, оказавшимися в условиях социально-реабилитационного учреждения

Психологическое насилие в отношении ребенка – самый распространенный вид жестокого обращения. Какой бы ни была ситуация насилия, она неизменно сопровождается эмоциональной жестокостью. Вопрос об отношениях матери и ребенка, влиянии материнской любви на развитие личности вызывал интерес у ученых, исследователей, мыслителей.

Как особый тип отношений, материнство является спонтанным, естественным. С «матерналистской» точки зрения, «уклоняющееся материнство» может быть отнесено к материнству весьма условно, и как жизненный факт имеет отношение к общественным нравам, является предметом социологии и психологии семьи. Несомненно, что отклоняющееся материнство и материнские депривации представляют острую проблему современных семейных и общественных нравов, нравственного здоровья общества в целом.

Дети, поступающие в социально – реабилитационный центр (СРЦН), ощущают себя отторгнутыми, заброшенными, они имеют сниженный интеллект; провоцируют напряженность, а то и «превентивную» враждебность в отношениях с другими людьми. Дети, находящиеся в условиях СРЦН отличается вялостью эмоционального поведения, неумением вступать в значимые отношения как со сверстниками, так и со взрослыми, а нарушения эмоциональных контактов приводит к тому, что ребенок чувствует себя неполноценным. Основным переживанием таких детей является кажущая враждебность всех по отношению к нему. Социально-психологические особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и помещенные в учреждение, являются проявлением материнской депривации.

Полноценное развитие ребенка возможно только в контакте с матерью. Активность ребенка в познании окружающего базируется на чувстве любви к матери. Доверие к миру, открытость к восприятию нового возможно только при ощущении постоянной материнской заботы. Существуют два непременных условия возникновения у ребенка базового доверия к миру: теплота материнской заботы и ее постоянство.

Отсутствие базового доверия к миру специалисты центра рассматривают как первое, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое последствие материнской деривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познавать новое, учиться. Дети, поступившие в социально – реабилитационные центры, лишены родительской заботы и любви не по своей воле. Эти дети имеют все вышеперечисленные социально – психологические особенности личности.

Установлено, что большинство матерей, отказавшихся от своих детей, воспитывались в нестабильных семьях, с детства имели негативный опыт межличностных отношений. «Личность многих женщин, не готовых к материнству, формировалась в своеобразной субкультуре, часть из них в детстве страдали от унижающего достоинство ребенка угнетения и холодного отношения со стороны родителей», - подчеркивал В. Брутман. То есть, насилие и издевательство над девочкой формируют у будущей матери искаженный образ материнства. Психологическое насилие, пережитое детьми в семье, откладывает отпечаток на будущее осознанное родительство.

Ничто более чем любовь, не помогает ребенку стать счастливым. И у каждого есть право на нее, на доброе к себе отношение. Отсутствие материнского внимания провоцирует еще большую потребность ребенка в духовном общении.

Дети, поступающие в СРЦН, при недостатке духовного общения в семье имеют:

  • Задержку речевого развития и восприятия
  • Задержку в эмоционально-волевом развитии: инфантильность, нерешительность, безынициативность, боязливость и т.д.;
  • Нарушение сна (сокращение, увеличение, прерывность, однотипные кошмарные сновидения и др.)
  • Соматические и психосоматические расстройства (язва желудка, аллергии, избыточный вес, энурез, нервные тики и т.п.);
  • Агрессию в отношении со сверстниками и сиблингами;
  • Агрессию в отношении взрослых (воспитателей, учителей и т.д.)
  • Неуважение и недоверие к взрослым;
  • Демонстрацию псевдозрелости и псевдонезависисмости как защиты;
  • Утрату доверия к миру, неверие в искренность оказываемой ему поддержки;
  • Неумение внутренне почувствовать успех, считает себя незаслуживающим его;
  • Низкую самооценку: ребенок чувствует себя нелюбимым, ненужным и др.;
  • Внешний локус контроля (причина в людях, нет своей ответственности);
  • Подавленность;
  • Тревожность;
  • Уступчивость, угодливость;
  • Коммуникативную некомпетентность;
  • Склонность к уединению;
  • Аффетивно-тревожное восприятие одиночества;
  • Личностные психопатии различной этиологии (наркотические зависимости, булимия, анорексия, нарциссические, мазохистские и прочие личностные расстройства) плохо поддаются лечению;
  • Суицидальные попытки и др., что является индикаторами психоэмоционального насилия в отношении ребенка.

Большинство детей и подростков, попавших в специализированные детские учреждения с раннего возраста, а некоторые с рождения страдают от острого дефицита материнского тепла и бескорыстной любви. А ведь отношение ребенка к матери во многом определяет его будущую жизненную позицию. Опыт общения с детьми, хлебнувшими горя и сиротства, позволяет сделать неутешительные выводы. Отсутствие духовных связей матери и ребенка от рождения формирует предпосылки к деформации психики.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ