При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Межведомственное взаимодействие и формы работы с кризисными семьями
Автор: Елисеева Наталья Сергеевна, Социальный педагог
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
Этот комплекс задач может быть решен при одном условии — объединение усилий различных ведомств и учреждений.
В настоящее время межведомственное взаимодействие чаще определяется как социальное партнерство, как одна из форм инновационных технологий социальной работы. Сегодня смысл социального партнерства состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями. Это взаимодействие необходимо для того, чтобы совместными усилиями решать задачи, связанные с профилактикой безнадзорности.
В основе социального партнерства лежат следующие принципы:
Сеть государственных учреждений, работающих по профилактике безнадзорности, определена законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В нее входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Задачами профилактики являются коррекционно-реабилитационные меры и иная индивидуально-профилактическая работа в отношении детей и семей, находящихся в социально-опасном положении, включающая психолого-медико-педагогическую, социальную и правовую помощь и поддержку.
Деятельность субъектов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних показывает, что она представляет собой сложный процесс, в котором все звенья органически должны быть четко взаимосвязаны и взаимообусловлены. На комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) возложена координирующая роль в деятельности всех субъектов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
В практике межведомственных заседаний должны рассматриваться возможности всех партнеров, государственных органов, некоммерческих организаций, коммерческих структур по работе с семьей, в которой дети находятся в социально опасном положении. В рамках межведомственного взаимодействия КДН привлекает социальных партнеров для решения проблем семей, состоящих на учете. В этой деятельности КДН выступает в роли координатора, что позволяет избежать дублирования функций различными учреждениями.
В первую очередь необходимо проводить диагностику семьи, по результатам которой составляется план работы с семьей, учитывая функционал других учреждений и организаций.
Этап работы |
Форма работы |
Метод работы |
1. Выявление неблагополучной семьи по сигналам |
Социально-педагогическая помощь родителям |
Установление обратной связи с ребенком и родителями |
2. Изучение ситуации в семье |
Сбор информации о семье |
Индивидуальная работа с ребёнком и родителями |
3. Составление плана работы |
Анализ информации и формирование выводов о семье |
Выбор направления и способов работы |
4. Коррекция ситуации в семье |
Сотрудничество с семьёй |
Оказание необходимой помощи, привлечение социальных партнеров |
5. Анализ результатов |
Анализ статистических данных |
Выводы по проведенной работе |
Важной формой межведомственного взаимодействия является обмен информацией, характеризующей положение семей и детей на подведомственной территории и необходимой для осуществления деятельности в их интересах, с органами власти, государственными и негосударственными учреждениями, организациями и службами.