Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Сенсорная реабилитация детей находящихся в трудной жизненной ситуации

Библиотека

Сенсорная реабилитация детей находящихся в трудной жизненной ситуации

Автор: Гурлова Анна Георгиевна, Педагог-психолог

Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми.

Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться: у нас получатся юные доктора и старые дети. У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей...

Ж.-Ж. Руссо

 

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Ощущения – «пища» нервной системы. Каждая мышца, сустав, жизненно важный орган, кусочек кожи, орган чувств посылает в мозг сенсорные сигналы. Каждое ощущение – вид информации. Нервная система использует её, генерирует определённые ответы и с их помощью управляет телом и мышлением в соответствии с этой информацией. Мозг нуждается в постоянном поступлении сенсорной информации, чтобы нормально развиваться и работать.

Мы говорим о следующих видах ощущений:

  • ощущения, говорящие нам о воздействии внешнего мира на тело (зрение, слух, вкусовые ощущения, обоняние, осязание)
  • ощущения, говорящие нам о положении тела в пространстве и о его движениях (проприоцептивные ощущения, вестибулярные ощущения)
  • ощущения, говорящие нам о том, что происходит внутри тела (висцеральные ощущения)

Таким образом, взаимодействие различных сенсорных систем через их бесчисленные взаимосвязи наделяет ощущения различным смыслом и придаёт целенаправленный характер движению. Так, например, зрительные сообщения, которые, ассоциируясь с двигательными и слуховыми, придают смысл тому, что мы видим. В конечном счете, значения наших ощущений помогают формировать абстрактные представления и познавать мир.

Поэтому обучение ребёнка – процесс неразделимо связанный с развитием его сенсорных процессов. Обучение должно в основном происходить в результате интеграции всех сенсорных систем. А в первую очередь в детском возрасте сенсорное развитие малыша происходит в игре.

Способность к обучению, приобретённая на сенсорном уровне, поможет ребёнку понять, как сложить два и два, написать предложение и общаться с друзьями.

Работа психолога, основанная на сенсорной интеграции, не сосредоточена на обучении специфическим навыкам, таким как чтение и письмо. Она учит ребёнка тому, как организовывать мозг, чтобы он лучше работал. Это поможет ему освоить чтение и письмо, и многое другое с гораздо меньшими усилиями.

В своей повседневной работе в Центре мы очень часто сталкиваемся с детьми, сенсорная интеграция которых нарушена. И особенно часто эта проблема возникает в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или имеющих проблему насилия. У таких детей наблюдаются признаки сенсорной деривации. В среде, окружающей такого ребёнка, сенсорная стимуляция присутствует, но её проявления очень незначительны, в силу неправильного стиля родительского воспитания или преобладания негативных стимулов. Таким образом, ощущения не достигают всех уголков мозга, которые в них нуждаются. Такая внутренняя сенсорная депривация мешает мозгу формировать функции, для развития которых требуется полноценная обработка информации мозгом.

Многие родители, которые обращаются к нам за помощью, не осознают, что проблемы в поведении и обучении их детей вызваны неврологическими нарушениями, которые неподвластны контролю ребёнка. Они считают, что ребёнок вредничает, и реагируют на его поведение так, что ещё больше затрудняют жизнь малышу.

Основные проблемы, с которыми мы работаем в рамках сенсорной реабилитации это:

  • Гиперактивность или повышенная отвлекаемость. В силу своей очевидности и проблемности, гиперактивность нередко является первым признаком сенсорной дисфункции, который замечают родители. Это одна из самых распространённых жалоб. Ребёнок почти постоянно находится в движении, бегает вместо того, чтобы ходить, и большая часть его действий выглядит бесцельной. Спокойно сидеть и концентрировать внимание для него почти невозможно. Отвлекаемость может стать главной проблемой в школе: ребёнок не в состоянии «отгородиться» от шума и света, окружающие люди, занятые множеством дел, приводят его в замешательство, и потому он не способен работать в полную силу.
  • Проблемы с поведением. Ребёнок с нарушением сенсорной интеграции обычно доставляет родителям больше проблем, чем другие дети. Он, то подавлен – с ним что-то не так, то недоволен – семья, развлечения со сверстниками его не радуют. Они не редко не справляются с каждодневными стрессами, новыми или необычными ситуациями. Такое поведение обычно порождает множество неприятных чувств и проблем, вот почему окружающим оно не нравится, и они даже могут невзлюбить такого ребёнка.
  • Мышечный тонус и нарушение координации. У детей с сенсорной дисфункцией часто встречается нарушение мышечного тонуса, он кажется слабым и вялым, быстро устаёт. Такие ребята неспособны играть, большая активность «выводит их из строя».
  • Проблемы с обучением в школе. Нарушение интеграции либо прямо влияет на протекающий в мозгу процесс обучения, либо ведёт к нарушению поведения, связанного с учёбой в школе, даже если способности к обучению не снижены. Если задания слишком трудны, а соответствующей поддержки ребёнок не получает, он может начать избегать посещения школы и, в конце концов, так и не закончить своё школьное образование.

Реализация программ по развитию сенсорной интеграции детей проводится в нашем Центре в специально организованной Сенсорной комнате, оснащённой необходимым инструментарием и оборудованием. Сенсорная комната дает возможность подавать стимулы различной модальности — зрительной, слуховой, тактильной — и использовать эту стимуляцию длительное время. Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов) может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка — тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. В отличие от традиционных методов коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Занятия в сенсорной комнате могут быть как индивидуальными, так и в микрогруппах.

Коррекционные занятия в сенсорной комнате направлены на решение двух комплексов задач:

  1. Релаксация:
  • нормализация нарушенного мышечного тонуса (снижение тонуса, уменьшение эластичности мышц);
  • снятие психологического и эмоционального напряжения.
  1. Активизация различных функций центральной нервной системы:
  • стимуляция всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия и обоняния);
  • повышение мотивации к деятельности (к проведению различных медицинских процедур и психолого-педагогических занятий). Возбуждение интереса к исследовательской деятельности у ребенка;
  • создание положительного эмоционального фона и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы;
  • развитие речи и коррекция речевых нарушений;
  • коррекция нарушенных высших корковых функций;
  • развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений.

Одной из программ, направленной на решение этих задач и реализуемых в Центре является коррекционно-развивающая программа «Страна Вообразилия», которая насыщена различными техниками, стимулирующими сенсорные процессы ребёнка. Каждый из видов упражнений имеет определённый эффект: развивает ту или иную область мозга, усиливает ту или иную часть тела, координирует определённые действия.

Все занятия программы представляют собой сюжетные истории, которые создают определённую игровую ситуацию, тем самым повышается мотивация к занятиям и создаётся «правильная и комфортная среда».

Для помощи ребёнку в понимании и самовыражении используется зрительное подкрепление всех действий на занятии. Это помогает концентрировать и удерживать внимание ребёнка и предоставляет информацию в форме, которую ребята могут легко понять. Также, организация зрительного подкрепления структурирует деятельность, помогает при смене активностей, даёт возможность представлять ребёнку абстрактные концепции, такие как время, последовательность, причинно-следственные отношения. На наших занятиях мы используем специальные пиктограммы – символы, обозначающие последовательность активностей во время работы в Сенсорной комнате.

  • Приветствие
  • Повторение правил Волшебной страны
  • Подвижная игра, психологическая разминка
  • Гимнастика хорошего настроения
  • Учимся правильно дышать
  • Вообразильская сказка (релаксационные упражнения)
  • Ритуал прощания

Постоянными, не изменяющимися на протяжении всего курса занятий остаются три части занятия: ритуал приветствия, повторение правил и ритуал прощания. Это является дополнительным энергизатором (ритуал приветствия), способом поддержания дисциплины (повторение правил), положительным подкреплением (ритуал прощания).

Активности на занятиях расположены по принципу от большего к меньшему. Поэтому в самом начале ребятам предлагаются различные подвижные игровые упражнения. Они важны для мобилизации организма и сохранения его готовности к действию. Большая нагрузка формирует типичные способы сокращения множества мышц и движений суставов и тем самым создаёт поток импульсов, ослабляющих чрезмерную вестибулярную активность – одну из причин мозговых проблем. Также, эти игры могут быть направлены на развитие межполушарного взаимодействия, выплеск эмоций, развитие саморегуляции. С большим успехом в качестве психологической разминки применяется Мозартика - «Витражи» и «Подмосковный городок». Непродолжительные по времени упражнения требуют высокой концентрации внимания, что способствует развитию зрительного анализатора, тактильных ощущений и самоконтроля.

Следующие структурные элементы занятия: гимнастика, дыхательные упражнения, релаксационные упражнения в технике нейройоги. В качестве упражнений эта техника включает в себя непосредственно нейропсихокоррекционные упражнения и упражнения йоги – самого древнего и наиболее изученного метода развития и совершенствования человека. Такие упражнения способствуют развитию мозга ребёнка и различных высших психических функций. Соответственно, через различные телесные импульсы происходит развитие сенсорной интеграции. Комплексы нейройоги предназначены для проведения как групповых, так и индивидуальных занятий. К тому же каждое упражнение – это маленькое представление, в котором изображается животное или предмет.

Комплекс предлагаемых ребятам упражнений может включать в себя: простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики, массажи, глазодвигательные и артикуляционные упражнения, упражнения на развитие мелкой и общей моторики, сложные растяжки, функциональные упражнения, дыхательные упражнения и релаксации (релаксации-визуализации). Именно в таком порядке упражнения включаются в комплекс. Все упражнения не обязательно включать в каждый комплекс, но обязательно соблюдать последовательность: простые растяжки в начале, дыхательная гимнастика и релаксация в конце встречи. Для снятия тактильного барьера и стимуляции осязательных стимулов во время релаксации применяется поглаживание.

После проведения релаксационного упражнения обязательна вербализация эмоций, ощущений и зрительных образов, полученных ребёнком.

Использование различного сенсорного оборудования подкрепляет эффект от занятия. Под каждый вид оборудование составлено своё занятие.

Нами применяются: «водопад» из светооптических волокон, звучащая картина со звуками природы и струящимся водопадом, панель «искрящийся ковер» и др.

В процессе реализации данной программы дети познают мир, самих себя, учатся быть активными, уверенными, раскрепощёнными, внимательными и действительно счастливыми. И они обучаются получать удовольствие от тех же уроков, от того, что мир открывает им свои тайны, и от того, что они уже много знают и могут узнать ещё больше. И огромный дом – мозг получает всё необходимое, все «кирпичики» для строительства одного, очень важного этажа, без которого просто невозможно дальнейшее полноценное усвоение новых знаний об этой интересной жизни!

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ