Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Методическая разработка психокоррекционного упражнения «Возвращение блудного попугая»

Библиотека

Методическая разработка психокоррекционного упражнения «Возвращение блудного попугая»

(из цикла занятий «Изучение конфликтных ситуаций на материале мультфильма»)

 

Конфликты — неотъемлемая часть нашей жизни. Для того чтобы конфликт не зашел в тупик, не превратился в мину замедленного действия, а мог разрешиться с максимальной пользой для его участников, необходимо учиться находить то, что стало причиной и поводом для возникновения конфликтных ситуаций. Надо определять, какие шаги привели к усугублению или разрешению проблемы, понимать, как повлиял конфликт на дальнейшие отношения между его сторонами. Необходимо также учиться выбирать и комбинировать стратегии поведения в зависимости от стадии конфликта, от целей его участников и их индивидуальных психоэмоциональных особенностей.

Для научения эффективному поведению в конфликтной ситуации следует не просто получить теоретические знания в области конфликтологии, но и наработать практический опыт анализа конфликтов на примерах из собственной жизни, из книг, фильмов, мультфильмов.

Анализ мультфильмов позволяет выработать практические навыки на отстраненном, свободном от личностных наслоений материале, сделать выводы и обобщения и уже потом личностно осмысливать изученные ситуации.

Похождения Кеши из мультфильма «Возвращение блудного попугая» — богатый и разнообразный наглядный материал, позволяющий проиллюстрировать теоретические знания яркими, иногда шаржированными примерами.

Преимущества предлагаемой формы работы: наглядность, доступность сюжета, нейтральность образов, юмор, небольшая продолжительность серий (один выпуск без титров — около 9 минут), возможность разработки цикла занятий на материале этого мультсериала, возможность остановить просмотр, посмотреть какой-то эпизод еще раз.

 

Цель: психолого-педагогическое просвещение в области конфликтологии и профилактика конфликтогенного поведения с использованием интерактивных форм работы.

Задачи:

  • познакомить с понятием «конфликт», его основными характеристиками (типы конфликтов, стороны конфликта, стадии конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации, препятствия на пути разрешения конфликтной ситуации);
  • показать схему анализа конфликтной ситуации на примере сюжета мультфильма;
  • продемонстрировать эффективность анализа конфликтных ситуаций из мультфильмов в качестве способа саморегуляции в целях профилактики конфликтогенного поведения.

Участники: дети 7 – 13 лет.

Оборудование: носители видеоинформации (диски, кассеты), воспроизводящее оборудование, распечатанные памятки по анализу конфликтной ситуации, при необходимости театрализованного конструирования ситуаций — куклы-перчатки.

Время проведения: 40 минут.

Этапы работы:

  • первичный просмотр и анализ ситуации
  • обсуждение увиденного.

Комментированный пересказ «Похождений блудного попугая».

Ход занятия:

Выпуск первый. Начинается конфликт с ущемления Кешей Вовкиной потребности в тишине. Вовка просит сделать звук телевизора тише, но Кеша настолько увлечен просмотром детектива, что не реагирует на просьбу друга.

Вовка поясняет, что он готовится к контрольной по математике, и изначально предлагает компромиссный вариант: он просит не выключить телевизор, а только уменьшить громкость.

Несмотря на то, что Кеша не уменьшает громкость, Вовка старается уклониться от конфликта: сначала он просто надевает шапку, а потом даже завязывает ее уши.

В связи с тем, что это не помогает, Вовка пытается убавить звук «ну чуть-чуть», Кеша активно противодействует. А в результате Вовка отключает телевизор вообще: «Это безобразие, у меня контрольная, а ты!»

Кеша до крайности возмущен: ведь он не увидел, что случилось после того, как «Полищук сел на мотоцикл», а до Вовкиной контрольной ему, по-видимому, вообще нет дела. Кеша симулирует приступ и просит воды, но вместо сочувствия получает освежающий «душ» со словами: «Ну хватит кривляться!»

Кеша не пытается осознать причины случившегося, а переводит все на уровень эмоций: «Ах, вот ты как!», «Я для него жизни не жалею!», «Только смерть может избавить меня от сердечных мук!». Кеша хочет отомстить Вовке за нанесенную обиду («Ты у меня попляшешь!», «Ты у меня наплачешься!») и совершает демонстративный суицид, бросившись с балкона.

Вовка не спит, ожидая возвращения Кеши, который всю ночь трясется на ветке от страха. Под утро, в полной мере прочувствовав холод и голод, Кеша, по-видимому, начинает раскаиваться: он жалобно напевает «Родительский дом — начало начал, ты в сердце моем надежный причал…»

Эта песня привлекает внимание дворовой публики: кота, воробьев и вороны. Получив их одобрение и даже «гонорар» за выступление, Кеша забывает о раскаянии, воображает, как отказывается от Вовкиного блюда с экзотическими фруктами: «Ничего, мы еще посмотрим!»

Вызывая еще больший восторг, Кеша сочиняет историю на тему «Прилетаю я как-то на Таити…»

Так прошло лето. Кеша всем надоел своими выдумками про Таити, поэтому добывать пропитание ему становится все труднее.

Зимой Кеша, спасаясь от голода, разыскивает продукты на заснеженных балконах и случайно видит в окне Вовку. Кеша стучит в стекло, кричит и, когда Вовка распахивает створки, кидается в объятия друга.

Кеша перенес столько лишений, что боится рисковать вновь обретенным комфортом, и, когда теперь Вовке мешает громкий звук, Кеша сразу его убавляет и поясняет, что это новому щенку не слышно, а не ему.

Каким образом было достигнуто примирение, нам не показывают, но, скорее всего, обязанности по выгулу щенка стали для Кеши символическим искуплением вины.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ