Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Ориентационные программы для старших подростков

Библиотека

Ориентационные программы для старших подростков

Автор: Гурлова Анна Георгиевна, Педагог-психолог

Юношеский возраст представляет собой в буквальном смысле «третий мир», существующий между детством и взрослостью. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, а вот определенная внутренняя кризисность очень заметна. Ее содержание связано со становлением процессов самоопределения как профессионального, так и личностного, рефлексии, способов самореализации в социальном пространстве. Важнейший психологический процесс нахождения идентичности происходит на протяжении всего юношеского возраста и представлен значительными изменениями самосознания, выбором направления жизненного пути.

Для того чтобы молодые люди спокойно и достойно могли вступить во взрослую жизнь, специалистами Центра применяются различные формы работы с юношеством, используя их личный потенциал: это - деловые игры, тренинги, акции.
Основная цель их – помочь старшеклассникам, определяющимся в выборе своего будущего, более осознанно подойти к нему, осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий. Данные формы работ наглядно демонстрируют причинно - следственные связи между осуществляемым выбором, принимаемыми решениями и их последствиями, а следовательно, убеждают участников ответственно отнестись к выбору жизненной стратегии, показывают возможности и необходимости планирования своего будущего.

Деловая игра «Перспектива»

Данный вид психологической игровой работы направлен на освоение, осмысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений участников. Эта деловая игра носит несложный сюжетный характер. В ней ребята решают сугубо инструментальные задачи - планируют свое ближайшее и отдаленное будущее, но все действие в целом имеет некоторую игровую структуру, игровую логику, которая от этапа к этапу отслеживается и выдерживается ведущими. В результате каждый из участников наглядно увидит, проживет, проанализирует ближайшие пять лет своей жизни. Ребята смогут осознать необходимость и последствия тех или иных решений и поступков, смоделировать новый перспективный план, исходя из новых, адекватных, полученных в ходе игры требований.

Задачи, реализуемые в ходе данной деловой игры, могут быть отработаны также с помощью социально-коррекционной программы с элементами тренинга «Перспектива». Это происходит через осознание собственной полезности для окружающих и общества, через развитие представления о своих сильных и слабых сторонах, актуализацию способности к конструктивному взаимодействию в группе, через развитие способности самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград.

Психологические акции

В пространстве Центра на некоторое время создается игровая среда, которая имеет собственное содержание, правила, намеченный результат. Важная особенность акции – ненавязчивость и необычность. Ее можно провести как в условиях Центра, так и на улице. Ребятам предлагается, вступив в контакт, как с взрослыми людьми, так и со сверстниками, получить социологические данные на различные актуальные темы. Подростки в это время получают богатейший опыт общения на новом официальном уровне со сверстниками, педагогами, администрацией учреждения, а также жителями города. Они сами могут проанализировать результаты своей деятельности, сравнить мнения разных слоев общества, сделать выводы и познакомить с ними довольно большую аудиторию.

Результат акции всегда нагляден – это, в случае нашего Центра, «Живая книга», которая из года в год пополняется мнением горожан относительно проблем употребления психоактивных веществ молодежью, проблем людей с ограниченными возможностями, ресурсности молодежи города. Результатом акций внутри центра всегда являются настенные газеты, плакаты, стенды. В них ребята в виде диаграмм, цитат, коллажей отражают основную идею работы, знакомят с результатами. Возможно использование интернета, когда на сайте Центра выкладывается идея и результаты работы в ходе социальной акции.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ