Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Слово – одно лишь слово…

Библиотека

Слово – одно лишь слово…

Автор: Сысолятина Екатерина Витальевна, Методист

Всем хорошо известны слова В.Шефнера, ставшие уже крылатым выражением: «…Словом можно убить, словом можно спасти…». Только мы всё реже задумываемся над их значением, а ведь смысл, как ни странно глубок и актуален в современном мире.

«Что же важного?» - спросите Вы.

  • Важно выбирать слова, общаясь с окружающими;
  • Важно говорить не всё что хочется, а лишь то, что уместно в данной ситуации;
  • Важно понимать всё то, о чём говоришь.

И на первый взгляд кажется, что на этом перечень «важности» окончен. Это не так! Важно, правильно подбирать слова, общаясь с детьми (родными и приёмными). И это в тысячу раз важнее, чем общение с коллегами, выступление на конференциях и защитах проектов и т.д. От того, насколько точно и понятно высказал свою мысль взрослый ребёнку, порой зависит жизнь одного или обоих. Неправильно поняв взрослого в ситуации опасности, ребёнок может спровоцировать несчастный случай и т.п.
Иногда достаточно совсем небольшой оговорки, и невидимая нить понимания утрачена, взрослый и ребёнок стали «чужие» друг другу. Как следствие – общение ребёнка с неблагополучной компанией, вовлечение в употребление ПАВ, алкоголя, наркотиков …

А как часто взрослый в круговерти повседневной рутины забывает о значении слов. О том, что ребёнок ещё мал и не имеет достаточного социального опыта и запаса всевозможных понятий одного выражения. Вот лишь несколько примеров:

  • «Не мешай!» - может быть истолковано ребёнком, как нежелание общаться, вызвать сомнение в любви взрослых;
  • «Уйди, не до тебя мне!» - зародить сомнение в нужности и значимости;
  • «Свободен!» - получение возможности делать всё что захочется: бегать, кричать, играть в другой комнате или за пределами дома;
  • «Ты мне не нужен, иди отсюда!» - конкретное понимание и выполнение действия.

Обращать внимание на слова важно не только родителям, но и всем специалистам, которые работают с детьми, воспитывающимися в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. То, что для нас, взрослых, кажется понятным, этим детям на самом деле не знакомо и не типично. К словам порицания и попыткам призвать к спокойному поведению они остаются равнодушными – ведь дома это нормально, и слова взрослого они воспринимают только тогда, когда на них кричат и ругаются. Из-за бедного опыта социального общения или особенностей интеллектуального развития слова понимаются буквально.

Что же делать взрослым, чтобы подобные ситуации не произошли?

  • Во-первых, уделять время для обсуждения с ребёнком его состояния, чувств, эмоций и сравнению их с состояниями взрослого.
  • Во-вторых, объяснять на понятном для ребёнка языке, почему в данный момент Вы не можете уделить ему тот объем внимания, который он запрашивает.
  • В-третьих, подбирать слова и прояснять их значение при преподнесении их ребёнку. Например, «Мне сейчас не до тебя! Ты можешь найти себе занятие в игровой. Когда я закончу телефонный разговор, мы с тобой обязательно поговорим. Запомни, что ты хотел мне сейчас сказать!»
  • В-четвёртых, всегда старайтесь выполнить то, что пообещали ребёнку. Пусть у Вас нет возможности полчаса слушать о его любимом герое из мультфильма. Но я уверена, что найдётся пара минут для того, чтобы проявить свою заинтересованность и включиться в обсуждение самого важного для ребёнка.
  • В-пятых, уточняйте, верно ли поняты Ваши слова. Понял ли ребёнок то, что Вы хотели ему сказать.
  • В-шестых, доверяйте своей интуиции и опыту, ведь каждый ребёнок индивидуален и ему нужен индивидуальный подход и особое отношение к всем его радостям и трудностям.

Помните, что слово – это Ваш верный помощник в общении с ребёнком.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ