При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Методика общения посредством рисунка
Дети изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения.
А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить словами, даже в самой доверительной беседе. Родителям важно понять логику размышления ребенка в процессе рисования.
Для этого существует определенная схема. Сначала смотрим на рисунок и задаем вопрос, выражающий отношение к творчеству, помогающий установить контакт с «художником» и рисунком: «Ой, какой интересный рисунок! Мне очень нравиться эта картина» («Вижу, что тут всё очень сложно!»).
Затем смотрим, кто герои этой картины, сколько их. Потом рассматриваем героев и задаем вопросы: «Какой? Какая? Какое? Что делает? В каких отношениях с другими героями рисунка находится? В заключении размышляем: «Для чего нарисован рисунок вообще?»
Взрослый констатирует, перечисляет увиденное на рисунке, осторожно интерпретируя образы и ситуацию, не критикуя ребёнка и рисунок.
Дать ребёнку возможность изложить свою версию нарисованного, активизировать на совместное обсуждение. Результатом обсуждений должно быть совместное с ребёнком понимание изображения. Данная методика способствует улучшению взаимодействия родителя и ребёнка, развитию детской речи, образного мышления, цветовосприятию, навыкам самоанализа.
Общению посредством детского рисунка со своими детьми и многому другому взрослые могут научиться на занятиях детско-родительских групп, которые проводятся в Центре социальной помощи семье и детям г. Арзамаса.