Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   С чего начинается патриотизм?

Библиотека

С чего начинается патриотизм?

Автор: Сысолятина Екатерина Витальевна, Методист

«Патриотизм – это очень глубокое чувство, благородное чувство, которое утверждается в человеке веками. Патриотизм – это и великое чувство, оно стоит рядом с таким словом, как любовь. Патриотизм – это любовь к своему народу, к своей Отчизне».

Генерал армии В.И.Варенников

 

В настоящее время большое внимание уделяется патриотическому воспитанию: разрабатываются программы, проводятся мероприятия…

Жаль только, что дети по-прежнему не имеют чёткого представления о том, что такое «патриотизм» и кто такой «патриот».

Приходится признать, что чувство патриотизма у сегодняшних детей развито слабо, а если вспомнить ответы некоторых из них в праздничный день, то становится печально. На простой вопрос: «Какой сегодня праздник?», 23-го февраля всё чаще можно услышать из уст мальчишек – «Мужской день», гораздо реже – «День Защитника Отечества». А на вопрос «А ты хотел бы служить в армии?» отвечают, слегка смущаясь: «Нет!».

Отчего? Почему? Неужели нет в жизни этих ребят старших товарищей и взрослых знакомых, прошедших службу в армии, защищавших страну, переживших все тяготы и лишения армейской жизни? Неужели никто не рассказывал им о подвигах? Знают. Не раз слышали они всё это. Но желания служить Родине так и не появилось.

Это ещё одна причина задуматься над системой патриотической работы. Конечно, важно знать военную историю своей страны, важно увидеть оружие и мемориалы, посвящённые героям войн. Но всё же искать истоки патриотизма нужно не только там. Они гораздо глубже, в сердцах детей, в их чувствах и эмоциях…

Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм — это благороднейшее чувство. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа...». То есть связь культурного развития и воспитания с патриотизмом самая что ни на есть прямая и прочная. Прививая детям культуру, в результате получаем двойной эффект – видим перед собой культурного человека и патриота.

Тогда с чего начинается патриотизм? Ответить на этот вопрос можно теми же строками М. Матусовского, что и на вопрос «С чего начинается Родина?..»

  • с картинки в твоем букваре…
  • с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе…
  • с заветной скамьи у ворот …
  • с той самой березки, что во поле, под ветром склоняясь, растет.

Бесспорным становится тот факт, что программа патриотического воспитания должна носить комплексный характер. Нужна преемственность в формах и методах работы школы, досуговых учреждений, учреждений дополнительного образования и т.д.

Не только беседы о войне и посещение музеев, спортивные соревнования и викторины служат средством достижения цели. Не менее важным становится и знакомство детей с родным краем, с его традициями и обычаями, с музыкой и промыслами – всё это в совокупности развивает отношение к малой Родине, чувство принадлежности к большой общности местного населения, русского народа в целом, чувство гордости за страну и своей гражданской ответственности.

Несомненно, что многие педагоги и воспитатели всё это делают в своей работе, а, может быть, даже и больше этого. Временно отсутствует системность и структурность.

Что получится, если попробовать перед экскурсией провести беседу о тех событиях, следы которых сохранены в музейной экспозиции, а после – написать с каждым из детей письмо другу с рассказом о том, что увидел в музее. А может быть, написать письмо тем, кто защитил страну и дал всем возможность жить под мирным небом. Быть может, поговорить заранее об ожиданиях до экскурсии, а потом – о чувствах, которые вызвало всё, что было увидено ребятами.

Уверена, что каждый педагог и каждый специалист, работающий с детьми в силах найти способ, который наиболее близок ему, чтобы сделать свою работу – частью большой общей работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Мои мысли – призыв подумать и придти к созданию большой программы, охватывающей все сферы жизни детей. И если вовремя заронить сомнение в сердца детей «А что будет, если я (он, они) не пойдут в армию? Кто же тогда нас всех защитит?». Не придётся долго ждать от них ответа – он появится сам собой, так же, как и осознанное желание быть Защитником Отечества.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ