Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   «Образ мира – какой он должен быть?»

Библиотека

«Образ мира – какой он должен быть?»

Автор: Варганова Е.А., Воспитатель

Семья является первой социальной группой, определяющей направленность процесса развития личности (ребенка). Именно семья создает «образ мира», в котором предстоит жить ребенку. Во многом будущее личности человека определяется в семье, так как от взаимоотношений родителей, их личностных особенностей, поведения, состава семьи и условий воспитания зависит развитие ребенка, его талантов, склонностей, способностей, типа будущего поведения. Ребенок выходит из семьи с уже сформировавшейся структурой ценностей, образов поведения, сложившимся «образом мира», другими словами, со сформировавшимся самосознанием.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Также на него воздействует вся внутрисемейная атмосфера. Поэтому очень важно, чтобы ребенок развивался в дружной, любящей семье, где он будет чувствовать себя нужным и счастливым.

Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, то нередко в таких семьях воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Родители должны уважать своих детей. Для этого полезно в отношениях с детьми, как предлагает Л. М. Фридман (доктор педагогических наук, профессор психологии, научный сотрудник Психологического института РАО), придерживаться следующих заповедей:

Принимайте ребенка таким, какой он есть. В одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые умные дети, и дети прямо противоположные первым. И каждого, независимо от их качеств, родители должны с любовью принять, ибо только деятельная любовь родителей поможет одним детям сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, а другим скорректировать свои недостатки и проявить свои достоинства.

Никогда не приказывайте по прихоти. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться постоянно. Изводить ребенка по пустякам – значит оглуплять его: он уже не сможет отличать мелочь от серьезного поступка. Ребенку полезно испытать горечь ошибок и чувство вины за проступок.

Никогда не принимайте решения в одиночку. Каждый родитель может вносить предложения, но принимать решения можно лишь при достижении между родителями единогласия. Когда дети достигли школьного возраста, следует включать их в обсуждение семейных дел. Постепенно они должны получить право не только совещательного, но и решающего голоса в семейном совете.

Собственное поведение родителей – самый решающий фактор в воспитании детей. Особенно вредны для детей шумные и бурные скандалы между родителями: от них дети страдают больше, чем сами взрослые.

Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задает каверзные вопросы и противоречит. Вызывайте детей на разговор: о вашей работе, о ваших делах, о предстоящем отпуске и т.д. Спорьте, но уважительно и сохраняйте доброе отношение и доверие к детям. Радуйтесь тому, что у них возникают собственные взгляды, свои убеждения, пусть они отличаются от ваших, лишь бы были разумными. Умейте признавать свою неправоту. Семья – первая среда приобщения ребенка к социальной жизни.

Не допускайте излишеств в подарках детям. Излишество в подарках приучает детей к иждивенчеству по отношению к обществу. Общество не может делать подарки – их надо заработать.

Во всем нужно действовать собственным примером. Трудно запретить взрослеющему ребенку курить, если сам родитель курит. Нельзя добиться аккуратности и вкуса в одежде девочки, если сама мама неаккуратно и безвкусно одевается.

Объединяйтесь, когда нужно преодолеть трудности, все делайте сообща. Семья – это частная республика. Дети – члены этой республики, и все дела, все радости и беды должны быть общими. Обязанности в семье необходимо распределять. С раннего детства детей необходимо приучать к чистоте и осознанно выполнять все действия, связанные с гигиеной. Объяснять, что навыки эти помогут им сохранить здоровье, не болеть, быть сильными, физически крепкими.

Держите двери дома открытыми. Дети не должны чувствовать, что они привязаны к дому веревкой. Деликатно, уважительно надо помочь детям выработать у себя чувство личной ответственности за свободный выбор. Если в семье добрые, уважительные отношения друг к другу, дети ничего не будут скрывать от родителей, и родители вовремя смогут предостеречь детей от необдуманных поступков.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ