Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Конспект социально-реабилитационного занятия «Нитяная кукла - оберег»

Библиотека

Конспект социально-реабилитационного занятия «Нитяная кукла - оберег»

Цель занятия: создание нитяной куклы-оберега с использованием традиционных технологий работы с шерстяной пряжей.

Задачи занятия:

  • познакомить воспитанников с одним из традиционных видов прикладного труда;
  • обучить приемам выполнения куклы из пряжи на основе традиционных приемов плетения, перевязывания, стягивания, разрезания;
  • изготовить самодельную куклу;
  • способствовать развитию творческого воображения детей на основе решения ими художественных задач разного типа: повтор, вариация, импровизация в создании игрушки по мотивам народной куклы;
  • воспитывать трудолюбие, желание закончить начатое дело до конца, гордость за произведение, созданное своими руками.

Форма занятия: творческая мастерская.

Оборудование: «машина времени», кокошник и козырьки, шаль и фартук для воспитателя, самодельные куклы для демонстрации, цветная пряжа, ножницы, дощечки-намотки, музыкальный центр, стенд с пословицей, выставка рисунков «Моя любимая игрушка», образцы кукол-оберегов для каждого воспитанника.

 

Ход занятия:

  1. Организационный этап
  • Упражнение «Подари улыбку»

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте вспомним наш волшебный ритуал, возьмемся все за руки

и подарим друг другу самую нежную и теплую улыбку!

  1. Вводный этап
  • Беседа

Ребята, вы живете в такое время, когда у вас много игрушек. Посмотрите, сколько их много, какое разнообразие, но у каждого ребенка есть своя любимая игрушка.

(Дети рассматривают выставку рисунков)

 

Наши малыши нарисовали свои любимые игрушки. Пусть вы уже взрослые, но наверно, еще помните свою любимую игрушку. А когда я была маленькая, игрушки тоже были, но не было такого разнообразия.

 

Моя бабушка рассказывала, что у нее было всего две куколки, да и те - самодельные. Много она мне рассказывала про своих кукол, да я маленькая была, плохо слушала и не запомнила, а сейчас жалею. Как бы нам вернуть те деньки да посмотреть, во что играли дети 100 или200 лет тому назад? Хотите?

(Ответы детей на вопрос)

  • Игра «машина времени»

У меня есть «машина времени». Сейчас я ее включу, а вы крепко зажмурьте глаза. Считаю до трех, на слове «три» можно будет открыть глаза.

Итак, я начинаю: (включается музыка) РАЗ, ДВА,ТРИ.

 

(В это время воспитатель надевает фартук, достает короб с заготовками кукол-оберегов и материалом).

 

Воспитатель в образе бабушки Варварушки: «Ой, кто это ко мне пришел? Какие – то незнакомые дети! Здравствуйте, ребята! Меня зовут бабушка Варварушка, а вас?»

(Знакомится).

 

Ребята, а что вы так интересно одеты? (недоуменно).

Простоволосы? Ну, ничего, это мы сейчас исправим. (Раздает кокошник и козырьки. Дети одевают их)

 

Вот теперь вы настоящие дети, да вдобавок ко всему, любознательные.

Хотите узнать, как в старину изготавливали куклы? (ответы детей)

Ну что же, я вам помогу. -Тема нашего занятия «Нитяная кукла-оберег».

  1. Основной этап
  • Беседа

Я расскажу вам сегодня о разных куклах, которыми в старину играли дети. Несколько кукол я вам покажу, а о некоторых поговорим подробнее. И наконец, попробуем сами создать себе игрушку-куколку.

Есть такая примета: когда дети много и охотно играют в куклы, в семье прибыль и достаток; если же играют небрежно - быть в доме беде.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя, ребенок учился вести хозяйство, познавая закономерности семейных связей и отношений.

Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Куклы для детей не только игрушки, но и друзья. С куклами малыши тренируют память, получают уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают и воспитывают детей, украшают дом. У каждой куклы есть свое название, предназначение. Каждая кукла изготавливалась из различных материалов.

  • Демонстрация

«Стригушка» - кукла - скрутка из соломы;

«Панки» - куклы из полена («панк» от слова «панг», что означает символ, корень);

бумажные куклы - вырезались, а часто просто путем обрывания бумаги изготавливали шаблоны кукол, которые потом наряжали в национальные костюмы.

«тряпичные куклы» - самые распространенные и любимые. Их основной функцией было - беречь, оберегать семью, подворье, хозяйство от всяких невзгод.

 

(Рассказ и показ всех тряпичных кукол. Объяснить, почему у кукол нет лиц).

«нитяные куклы» - они несут только обережную функцию (приложение)

  • Практическая часть

Воспитатель раздает каждому ребенку нитяную куклу для образца.

Самое главное при изготовлении этой куклы - думать только о хорошем и добром, чтобы кукла получилась доброй помощницей в жизни.

 

Упражнение для психологического настроя мешочек»

Ребята, у меня есть мешочек, но этот мешочек не простой, а волшебный. Все свои обиды, злость, плохое настроение можно положить в него. Затем нужно мешочек крепко завязать, и все ваши отрицательные эмоции останутся в нем. Теперь вы готовы приступить к работе.

 

Инструктаж по технике безопасности

«Обращение с колющими и режущими инструментами».

 

Изготовлять нитяную куклу мы будем в определенной последовательности:

  • В начале нужно сделать детали для туловища, рук. Для этого надо намотать нить на шаблон в несколько слоев.
  • Снимаем нить с шаблона и перевязываем заготовку вверху и внизу.
  • Далее, вставляем в «туловище» «руки», перетягиваем «талию».
  • Если у тебя кукла - девочка, то нижнюю часть нужно подрезать и расправить. Если кукла - мальчик, то нитки делим пополам и формируем «штанишки».

(Демонстрация)

 

Изготовление куклы

Выбор модели. Подбор ниток для ее изготовления. Намотка ниток на заготовку для

выбранной модели: наматываем нитки для «туловища и головки» в одну сторону; снимаем с шаблона, крепко перевязываем ниткой вверху; внизу стягиваем неплотно, просто для страховки, чтобы нитки не мешали; наматываем заготовку для «ручек»; снимаем с шаблона; перехватываем ниткой и внизу и вверху некрепко, для страховки; наматываем заготовку для волос; сверху крепко перевязываем, а внизу разрезаем.

 

Предлагаю вам немного развеяться и поиграть в игру «Ручеек»

Звучит русская народная мелодия - инструментальное сопровождение музыкального руководителя.

В старину любили водить хороводы, играть «в ручеек».

 

Продолжение изготовления куклы

Берем «туловище», раздвигаем нитки, продеваем через середину «волосы» и крепко перевязываем на затылке. «Туловище» распрямляем, перевязываем, отступая сверху 1-1, 5см. Крепко стягиваем ниткой, концы обрезаем заподлицо - получилась «голова». Вновь нитки «туловища» распрямляем и в середину продеваем «ручки», под ними перетягиваем заготовку крепкой ниткой (цветом как туловище). Получилась «талия», а дальше: если это девочка -обрезаем низ «юбочки»; а если это мальчик - нитки делим пополам и формируем «штанишки». - Наша кукла почти готова, осталось сделать ей «ладошки». Отступая от краев ручек по 1см, крепко перевязываем ниткой, а кончики обрезаем ровно и аккуратно со всех сторон. Точно также мы поступаем со второй «ручкой». Если это «девочка», то все. Она готова. Если «мальчик», то «пяточки» мы ему делаем также как «ладошки». (Воспитатель помогает детям в создании куклы, отвечает на вопросы).

 

Уборка рабочего места

 

  1. Заключительный этап
  • Игра «Каравай»

Вот и все, ребята, наша кукла-оберег, которая поможет нам в трудную минуту, готова. Сегодня наши куклы появились на свет. Вы - мастера, вы их изготовили. Значит, 24 октября у наших оберегов День рождения. Давайте теперь дадим нашим куклам имена и споем им нашу любимую песенку «Каравай».

 

(Дети участвуют в игре. Представляют кукол. Под музыкальное сопровождение дети поют песню)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект социально-реабилитационного занятия «Нитяная кукла - оберег»Кукла «Московка» или « Седьма-Я»

Кукла имеет при себе 6-ых детей прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования Московского княжества. В простонародье - это символ материнства, ее заботы и любви ко всем детям и каждому ребенку, сколько бы их не было.

 

 

 

 

Конспект социально-реабилитационного занятия «Нитяная кукла - оберег»«Кукла - скрутка»

Кукла весящая на стене, лучший оберег от порчи и сглаза. Сделать её может каждый. Главное - приступая к работе, думать только о хорошем и добром, чтобы кукла получилась доброй помощницей в жизни.

 

 

 

 

 

Конспект социально-реабилитационного занятия «Нитяная кукла - оберег»Кукла «Пеленашка» или «Младенчик»

Её подкладывали в колыбель к настоящему младенцу, чтобы сбить злых духов с толку, если они попытаются навредить людям. Там кукла находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти. Только после крещения, с которым младенца «принимали в люди» кукла убиралась и хранилась.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ