Региональная программа Нижегородской области
http://бесстрашное-детство.рф
Как относиться к отметкам ребенка
Любого ребенка – от двоечника до отличника – школьные отметки держат если не в страхе, то в постоянном напряжении. И создаем это напряжение большей частью мы, родители.
Некоторые взрослые сами воспринимают отметку как сверхценность и внушают это трепетное отношение своим детям. Сын или дочь живут с чувством, что от их школьных оценок зависит все: одобрение взрослых, успех у сверстников, будущая карьера, жизненный успех в целом. Как следствие – постоянная тревога, опасение не справиться с ответственностью, плохо выглядеть в глазах одноклассников, лишиться расположения родителей.
Если единственная цель – получение высоких оценок, это приводит к перегрузкам, лишает ребенка многих радостей жизни: общения со сверстниками, свободного выбора увлечений (и развлечений). Отсюда недалеко до невроза, апатии, даже депрессии.
Если вы видите, что ребенок очень озабочен своими школьными отметками, попробуйте два варианта помощи.
Задумайтесь, насколько ваши требования и ожидания соотносятся с возможностями ребенка. Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки. Причем вовсе не обязательно это должны быть пятерки. Ведь максимум отметки для каждого ребенка свой. У одного это четверка, а у другого – тройка. Важно не сравнивать своего школьника с другими детьми, а лучше показать ему, как он вырос, развился по сравнению с самим собой прежним.
Конечно, дети должны учиться хорошо. Но необходимо, чтобы у них был интерес к предметам, тяга к знаниям, а не борьба за хорошие оценки. И только от родителей зависит, научится ли ребенок объективно оценивать собственные знания и возможности, вырастет ли он уверенным в себе и своих силах, сможет ли он самоутвердиться как личность во взрослой жизни.
Какие бы рекомендации не выполнялись родителями, есть то, что должно сопровождать любое действие постоянно: понимание, что самая большая радость для ребенка – это счастливая жизнь, а не оценка «отлично».
По материалам интернет-сайта «Адалин» и журнала «Классный руководитель» №7 2007 год.