Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   «Узоры общения» (коррекционно-развивающее занятие для детей подросткового возраста)

Библиотека

«Узоры общения» (коррекционно-развивающее занятие для детей подросткового возраста)

Цель: создание условий для развития у воспитанников коммуникативных умений.

Задачи:

  • обобщить понятие "общение", раскрыть роль общения в жизни человека;
  • познакомить воспитанников с правилами успешного общения; создать условия для

отработки этих правил на практике;

  • формировать качества личности воспитанников, важные для общения: доброжелательность, открытость, сдержанность, заинтересованность, и т.п.

 

Методы и приемы: словесный рассказ - объяснение воспитателя; наглядный материал; практический (выполнение упражнений).

Материалы: ватман; кружки, ромбы разных цветов, клей, фломастеры, «смайлики –

улыбки», маски из бумаги, мяч, слово «комплимент», плакат с правилами.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель. Здравствуйте! Я очень рада видеть всех вас сегодня здесь.

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга. Здравствуй, Саша, я очень рада видеть тебя! И так далее по кругу.

 

Сейчас мы поприветствовали друг друга, а значит, обменялись положительными эмоциями, и значит, можем начинать наше занятие.

- Сегодня на занятии мы поговорим о том, что такое общение, какова его роль в жизни каждого, узнаем правила, которые помогают делать наше с вами общение эффективным и радостным, попробуем эти правила отработать в упражнениях. Итак, начнем.

 

- Давайте с вами вспомним, что такое общение.

(ответы детей)

 

Воспитатель.

Общение – это взаимодействие людей друг с другом, с целью передачи информации, опыта, эмоций. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя, своих "Я". Любому человеку необходимо общение, если его нет, то начинается депрессия, вызванная дефицитом эмоций, впечатлений; и человек начинает нуждаться в общении, так же как и в пище или воде.

- Ребята, приведите с другом – обмен информацией, эмоцией; занятие, приветствие и т.д.
 

Воспитатель. Какую роль в жизни человека играет общение?

 

Общение помогает человеку изучить мир, оценить себя и свои возможности, занять определённое место в обществе, от складывающихся его отношений с людьми, зависят его успехи, его настроения, состояние его здоровья.

- Виды общения. С помощью чего передается информация? (ответы детей)

С помощью слов – вербальное общение; и с помощью мимики, жестов, походки – невербальное.

 

Значит, без общения с другими людьми человек жить не может: он теряет источник информации, возможность "обмена энергиями", замыкается в себе и даже заболевает.

 

Воспитатель. Ребята, а всегда ли наше общение бывает успешным? (ответы детей)

А что необходимо делать, чтобы наше общение приносило нам радость? Знаете ли вы, что есть секреты хорошего общения? Сейчас я вас с ними познакомлю.

Приемы, с которыми я вас познакомлю, не будут для вас открытием, наверняка вы их знаете и даже иногда применяли. С их помощью нельзя никого ни в чем убедить и никому ничего доказать, можно лишь расположить к себе другого человека, собеседника.

Посмотрите, у меня в руках мозаика. Она состоит из отдельных разноцветных частиц, собрав которые вместе, можно получить рисунок или узор. Так и люди: каждый по себе имеет ценность, каждый красив. Но когда люди объединяются друг с другом, они могут создавать удивительные узоры общения.

По ходу занятия мы с вами будем мастерить «узоры общения».

Итак, представьте, что вы стали частичками узора в мозаике общения. Сейчас мы создадим первый узор, который будет называться «Индивидуальность».

  • Упражнение № 1 «Индивидуальность».

(Ребята получают кружки разных цветов, клей, ватман.)

Воспитатель: ребята, создайте свой узор, отражающий ваш характер, настроение, ваше «я». Не обязательно это будет рисунок, может просто сочетание цветов, все что угодно. (Дети на ватмане приклеивают кружки)

Воспитатель. Посмотрите, в нашей мозаике получился первый узор, который мы воплотили в символах. Нет повторяющихся элементов, каждый индивидуален!

Так вот, первое правило успешного общения мы назовем - принятие индивидуальности партнера, собеседника.

Воспитатель. Когда люди общаются между собой, они создают общие узоры. Эти узоры могут быть очень красивыми, если люди доброжелательны друг к другу. Понять, насколько человек доброжелателен, можно по тому, как он приветствует другого человеку. Давайте проведем эксперимент. Предлагаю поприветствовать друг друга так, как это делают люди разных стран.

  • Упражнение № 2 «Приветствие».

Ребята делятся на пары. По команде воспитателя они приветствуют друг друга.

- Сложить руки на уровне груди и поклониться (Япония)

- Крепко обняться (Россия)

- Потереться носами (Новая Зеландия)

- Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания)

- Показать язык (Тибет)

 

Обсуждение:

- Какие чувства вызвали такие приветствия?

- Какое из них было самым приятным?

 

Воспитатель. Следующее правило успешного общения мы назовем «Имя собственное».

Звучание собственного имени для слуха человека – самая приятная мелодия. Так исполняйте эту мелодию для тех, с кем общаетесь. Обращайтесь к окружающим по имени, таким образом, вы покажете свое уважение к данной личности, расположите этого человека к себе, настроите на положительные эмоции. Вот сейчас у нас может появиться второй узор под названием «Имя собственное». Давайте приклеим ромбы, на которых нужно написать свои имена.

  • Упражнение «Маска».

Предлагаю разбиться на пары и поприветствовать друг друга, закрыв лицо маской. А теперь, то же самое, но открыв лицо.

- Какие чувства вызвало это задание?

- С каким человеком приятнее общаться?

 

Конечно же, который улыбается. Следующее правило «зеркало отношения» - добрая улыбка, приятное выражение лица, что располагает на общение, образование положительных эмоций.

Давайте закрепим этот прием на нашем ватмане – приклеим улыбки.

Еще одно правило – используйте «золотые слова» или комплименты. А что такое комплименты - это слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Я думаю, все любят получать комплименты. Я предлагаю потренироваться.

  • Упражнение «Комплименты».

Сейчас мы будем передавать мяч в кругу. Необходимо обратиться по имени к тому, кому передаешь мяч, и казать в его адрес комплимент или что-нибудь хорошее.

 

Теперь приклеим слово КОМПЛИИМЕНТ на ватман. Это еще один узор общения.

И последнее. Для того чтобы уметь конструктивно общаться, надо, по крайней мере, понимать друг друга. Послушайте Притчу о понимании

Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди.

- Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?

Мудрец посмотрел на них и спросил:

- А на каком языке вы разговариваете?

- Все молодое поколение говорит на тарабарском.

- А старшие жители?

Задумались молодые люди и признались:

- Мы у них не спрашивали.

- Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать!

 

Надеюсь, что сегодня вы меня не только слушали, но и слышали. Это еще один прием общения – умение слушать и слышать собеседника. Символом этого приема может быть морская раковина. Когда мы прикладываем ее к уху, мы не только слушаем, но и слышим море. Ребята получают нарисованную раковину и приклеивают на ватман. Таким образом, мы заканчиваем наш узор общения.

- Итак, наш узор закрутился, приобрел целостность и завершенность. Перед вами мозаика из правил, приемов общения. Давайте их повторим еще раз:

1. Принимай личность и индивидуальность каждого.

2. Обращайся к собеседнику по имении.

3. Улыбайся и будь приветлив.

4. Говори комплименты и хорошие слова в адрес собеседника.

5. Умей слушать и слышать собеседника.

 

Воспитатель. На этом наше занятие завершено, спасибо всем за работу.

 

Литература:

Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог», №12 2011г.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ