Региональная программа Нижегородской области
http://бесстрашное-детство.рф
Ох уж эти подвижные детки!
Автор: Зюзина О.А., Педагог-психолог
В последнее время родители, воспитатели и учителя всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о простом подвижном ребёнке. С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело и убегают, не закончив или не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.
Гиперактивное поведение начинает проявляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.
Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время всё ещё бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребёнка или результат неумелого воспитания. Чуть ли не каждого ребёнка, проявляющего излишнюю подвижность и неусидчивость на занятиях в школе или детском саду, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность не всегда оправдана, т.к. синдром гиперактивности – это медицинский диагноз. Право на постановку данного диагноза имеет только специалист и только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней активности ребёнка.
Основные причины – это паталогии беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), которая и является причиной многих школьных проблем примерно у половины неуспевающих учащихся. Влияние биологических факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, особенно внутрисемейных отношений.
Важно помнить, что дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы. Для их включения должны соблюдаться определённые условия: обеспечение эмоционально нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок; соблюдение режима дня и достаточное время для сна; соответствующая медикаментозная поддержка; разработка индивидуальной помощи со стороны неврологов, психологов, педагогов, родителей; своевременная и полноценная нейропсихологическая коррекция.
В заключение: Порог чувствительности к отрицательным стимулам у гиперактивных детей очень низок, они не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям. Помните об индивидуальных особенностях ребёнка и ваши отношения наполнятся теплотой и любовью!