При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Маленький ребенок страдает от скупых маминых эмоций
Автор: Кудряшова Татьяна Юрьевна, Педагог-психолог
Человек рождается, и с первым кормлением, с первыми материнскими прикосновениями и улыбками он начинает впитывать эмоции и чувства родных ему людей — будь то их искренняя радость при виде младенца или скрытое раздражение от его действий. Мать, угадывая желания ребенка, берет его на руки, разговаривает с ним — так начинается их общение. Маленький ребенок абсолютно зависим от взрослых, он не может выжить без чувства безопасности, которое дают близкие люди. Именно поэтому он испытывает инстинктивную жизненную потребность принадлежать к семье, в которой родился.
Создать понимающие и гармоничные отношения непросто. Если родители росли в доброжелательной атмосфере, то они, скорее всего, примут своих детей такими, какие они есть, и те всю жизнь будут чувствовать себя в «безопасном тылу». Но если в детстве человек страдал от невнимательности отца и матери, тогда в отношениях со своими детьми он, скорее всего, будет воспроизводить жесткий стиль отношений, который когда-то испытал на себе.
Ребенок чувствует любовь родителей и откликается на любые слова и действия родителей, приспосабливаясь к тому образу, который диктует ему семья. В первые месяцы у ребенка возникает чувство привязанности к взрослому, которое делает его очень восприимчивым к общению.
Любовь родителей к их детям не инстинктивна, и дети также не инстинктивно «влюбляются» в своих родителей сразу после рождения. Новорожденный и родители настраиваются друг на друга, обмениваясь взглядами, улыбками, голосовыми знаками.
Несмотря на примитивность такого общения, оно побуждается личностными мотивами, эмоциональностью взрослого. Средства общения носят экспрессивно-мимический характер. Внешне это выглядит как обмен взглядами, улыбками, как гуление со стороны ребенка и ласковый разговор со стороны взрослого, из которого младенец улавливает только внимание и доброжелательное отношение к себе.
Элементы «раннего диалога» следующие:
Нередко одно появление матери поднимает настроение малыша.
Потребность в общении у младенца возникает под воздействием определенных условий.
Он испытывает острую нужду в уходе, в заботе взрослого, то есть у ребенка ведущей является потребность устранить дискомфорт и удовлетворить органические потребности. Поэтому новорожденный подает сигналы в виде крика, гримас, аморфных движений. Причем эти сигналы не адресованы конкретному взрослому, но воспринимает их в первую очередь самый близкий человек — его мать. Ведь все ее действия направлены на ребенка, все ее поведение обусловлено его желаниями.