Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Как остановить насилие в семье?

Библиотека

Как остановить насилие в семье?

Автор: Кудряшова Татьяна Юрьевна, Педагог-психолог

Как остановить насилие в семье?В современном обществе все больше уделяется внимания проблеме насилия и жестокого обращения с детьми. Средства массовой информации все чаще транслируют случаи беспрецедентной жестокости по отношению к детям. В нашей стране открыта информация о детях, которые лишены семейной любви и заботы – это 105 тысяч сирот. По словам представителя президента РФ ежегодно регистрируется до полутора тысячи случаев насилия над детьми, совершаемого взрослыми. Открытость проблемы формирует общественное мнение, которое является двигателем дальнейших преобразований.

Российское законодательство защищает права ребенка сегодня, рассматривая его как личность, а не как собственность родителей. Граница вмешательства государства в семью – довольно сложная граница. Обязательное вмешательство необходимо в случае угрозы жизни и здоровья ребенка!

Наукой доказано, что семья жизненно необходима ребенку, и важно сохранять приоритет за биологической семьей. Из практики следует, что насилие над детьми, действительно, очень сложно выявить и оценить. Так, например, в русских семьях исторически сложилось применение ремня или «шлёпания» детей в воспитательных целях. Но здесь важно помнить что, в той же России, никогда не били ни дворянских и ни княжеских детей, напротив эта мера наказания считалась крайне оскорбительной! Это вопрос низкой культуры, и на данном этапе работы с семьей нужны информационно-просветительские мероприятия.

Существует факт трудности выявления насилия над детьми – это отсутствие зарегистрированных случаев в ведомствах, для которых необходимо основание или заключение экспертов. Ведь дети, перенесшие насилие, на ранних этапах исключительно редко попадают в поле зрения врачей, органов опеки и КДН. Поэтому специалисты, работающие в детских учреждениях, первыми должны определять состояние ребенка, отслеживая риски, связанные с его здоровьем и развитием. И если не принимать своевременных мер, жизнь ребенка может внезапно оборваться, либо превратиться в кошмар, который принесет еще больше проблем всему окружению.

По результатам обследования детей в 2012 году в группах дневного пребывания Центра помощи семье г. Арзамаса - 90 % имеют эмоциональные проблемы, 25 % - с высоким порогом тревожности, у 80% нарушенные отношения с родителями; у 11% детей - переживание психотравм разрыва отношений, распад привязанности.

На сегодняшний день существует ряд определений, критериев оценки, методов и технологий работы с детьми, которые так или иначе были травмированы по вине взрослых. Слабость или эффективность программ помощи детям-жертвам насилия зависит от перехода постановки общих целей и задач к более конкретным и детальным.

Поэтому социально-коррекционные программы, во-первых, должны включать проведение скрининга обследования детских коллективов относительно последствий домашнего насилия и выявление детей, требующих срочных коррекционных мер.

Для оказания помощи ребенку, относительно которого доказано отрицательное воздействие насилия на психическое и физическое здоровье, обязательна психотерапевтическая работа с эмоциональными, когнитивными и поведенческими последствиями травм.

Во-вторых, необходима работа семьей. Это индивидуальные беседы с родителями, консультирование психолога и психотерапевта, в самых трудных случаях – семейные сетевые встречи. Ведь причиной насилия в семьях, прежде всего, становятся психологические проблемы, с которыми невозможно справиться в одиночку. И далеко не каждый случай решится с применением жестких санкций.

В-третьих, технология работы с семьями должна быть комплексной. Здесь нужны разноплановые специалисты, имеющие квалифицированные знания в области семейной психологии, педагогики, психотерапии, а также юридических аспектов.

 

Положительными результатами в работе следует считать:

  • способность ребенка говорить о пережитой травме без существенного дистресса,
  • повышение его самооценки,
  • снижение уровня депрессии,
  • а также развитие родительских навыков и улучшение взаимоотношений в семье.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ