Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Проблема интеграции детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье

Библиотека

Проблема интеграции детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье

Автор: Дерябина Екатерина Вадимовна, Педагог-психолог

«Конвенция ООН о правах ребенка гласит – «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви, понимания».

На сегодняшний день всесторонне изучена роль семьи в становлении личности ребенка. Специалисты, работающие с детьми, подчеркивают, что она исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. А разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.

Идеальным вариантом для ребенка является воспитание в кровной семье, но если это невозможно, наиболее приемлемым вариантом становится создание замещающей семьи, где будут обеспечены все условия для позитивного развития ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.

В связи с активизацией деинституализации детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и развитием института замещающей семьи в Российской федерации, возникает целый ряд проблем, связанных не только с организационными сторонами процесса, но и со спецификой адаптации и интеграции воспитанников государственных учреждений в замещающую семью.

Специалисты, непосредственно работающие с детьми–сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, отмечают, что после помещения в семью дети меняются в лучшую сторону, так как сами по себе защищенность и тепло семейной жизни являются мощными реабилитирующими факторами. Однако, для успеха семейного устройства необходимо: специально готовить ребенка к помещению в семью, проводить обучение и подготовку семей к приему детей, профессионально помогать, сопровождая семью после помещения в нее ребенка, таким образом, содействуя сближению и образованию крепких взаимосвязей приемных родителей с детьми.

Замещающая семья имеет разительные отличия от кровной. Когда в семье рождается ребенок, возникает естественная система «Родители – Дети». Кровные узы заставляют близких и дальних родственников принять нового члена семьи как своего, вне зависимости от его личных особенностей. В дальнейшем в силу вступают «семейная гордость» и «семейная история», которые помогут воспитать достойного члена общества и носителя семейных ценностей. В случае с приемным ребенком вышеупомянутые законы работают, скорее, против него. Привязанность между приемным ребенком и принимающей семьей вырастает не очень быстро.

Но приемный ребенок, попадая в семью, не может рассматриваться отдельно, сам по себе. Все его реакции, поведение, эмоции являются проявлением его взаимоотношений с остальными членами новой семьи. Так получается, что все люди и все события, происходящие в семье, взаимосвязаны. Члены семьи проявляют соответствующее поведение в зависимости от поведения других. Семья – это не просто сумма людей, ее составляющих, это система, у которой есть свои законы, свои правила, своя жизнь.

Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: закону гомеостаза и закону развития. Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, к стабильности. Для семьи это означает, что она в каждый конкретный момент своего существования стремится сохранить свой незыблемый статус. Нарушение стабильности всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть и радостными, и долгожданными (появление ребенка в семье – как рождение, так и принятие ребенка из другой семьи или из детского дома).

Одновременно действует закон развития: всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл. Было замечено, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, связанные с некоторыми неизбежными объективными обстоятельствами. Одним из таких обстоятельств является физическое время. Возраст членов семьи все время меняется и обязательно меняет семейную ситуацию. Вместе с возрастом меняется и отношение человека к жизни вообще и к близким людям в частности. Это определяет стиль общения и, соответственно, саму семью. Появление в семье ребенка, смерть пожилого человека – все это существенно меняет структуру семьи и качество взаимодействия ее членов.

Ребенок, попадая в замещающую семью, строит отношения не только со взрослым, который занимается его воспитанием, но и со всей семьей в целом, то есть имеет дело уже с системными процессами.

Ребенку необходимо адаптироваться к особенностям функционирования семейной системы как целого. Иначе он будет отвергнут. В процессе вхождения ребенка в семью - интеграции, семья пытается изменить ребенка, приспособить его к требованиям системы. Но и самой семье необходимо измениться, перестроиться. Либо отвергнуть ребенка.

Когда ребенок включается в семью, он становится частью семейной системы. В таком случае можно сказать об адаптации ребенка к семье. Либо ребенок остается вне семьи, внешним элементом, и дезадаптируется. Различные семьи обладают только им присущими психологическими условиями, которые могут, как помочь присоединению ребенка, так и вытеснить его из системы.

Принято рассматривать две базовые системы: семейную систему базовой семьи, в которую принимается ребенок, и совершенно другую семейную систему, возникающую в результате включения в нее ребенка. При этом не стоит забывать о том, что у ребенка может быть кровная семья (тети, дяди, бабушки, сестры, братья, да и отец, и мать, в конце концов). Происходит не просто принятие ребенка, а перестройка всей вашей семьи, принятие ребенка и его кровной семьи, кровных родственников.

Это не простая тема во взаимоотношениях с ребенком, хотя обычно замещающие родители смиряются с тем, что ребенку необходимо помнить о своих «корнях», сохранять свои привязанности.

Новые родители готовы говорить о кровных хорошее, но часто не готовы встретиться с ними лицом к лицу. Конечно, новым родителям не очень приятно сознавать, что в их жизни появляется кто-то посторонний. Хочется этого избежать. Формально, родители, лишенные родительских прав, бабушки, тети, которые допустили попадание ребенка в детский дом, прав на ребенка не имеют. Зачем нужно поддерживать с ними отношения? Ответ на этот вопрос очень простой – вы возитесь не с «этими людьми», а с чувствами ребенка. С чувством привязанности, которое ребенок испытывает к своему родственнику. С чувством «принадлежности», так необходимым каждому человеку. «Я не совсем одинокий, – думает ребенок, – у меня есть дядя. Дядя – брат моей мамы, ведь у меня же была мама. А у мамы и дяди тоже была мама, это моя бабушка. Дядя про нее рассказывал. Вот какая у меня семья большая!»

Складывается ситуация, которая, на первый взгляд, кажется неразрешимой. У ребенка, с одной стороны, есть близкий человек, кровный родственник, и это, безусловно, очень хорошо. С другой стороны, этот близкий может помешать ребенку обрести новую семью. Будущие замещающие родители, с одной стороны, хотят сделать своего будущего ребенка счастливым. С другой стороны, в их понятие о счастье редко включена идея о «той родне». Дети при этом, со своей стороны, не всегда понимают, что с ними происходит. Ребенку непонятно, почему он должен разлюбить знакомую тетю и полюбить незнакомую.

Таким образом, при рассмотрении проблем замещающей семьи многие исследователи обращают внимание не на расстройства поведения у ребенка, а на нарушения в структуре и функционировании самой семьи, то есть на первый план выдвигается понимание семьи как системы.

Исследования замещающих семей показывают, что принятие ребенка в семью позитивно влияет на всю семью в целом. Семье приходится приспосабливаться, объединяться, чтобы найти место ребенку, и это позволяет наполнить жизнь новым смыслом. Члены семьи, особенно женщины, сосредоточенные на доме, обретают ощущение нужности, повышения ответственности за принимаемого ребенка, за создание для него теплой семейной атмосферы.

Становится понятно, что осуществлять эффективную замещающую заботу семья может только в том случае, если успешно проходи интеграция всех ее членов в единую систему.

Интеграция в общем смысле понимается здесь как процесс объединения, взаимопроникновения. Объединение в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей между всеми членами замещающей семьи.

Если всесторонне рассмотреть процесс интеграции приемных родителей и приемных детей в условиях замещающей семьи, необходимо выделить основные ее условия.

Интеграция ребенка в замещающей семье зависит:

  • во-первых, от психологической готовности замещающей семьи к приему ребенка: открытости системы, ее способности к переструктурированию;
  • во-вторых, от того, насколько ребенка принимают в новой семье, от качества отношений ребенка с новыми родителями и наиболее значимыми членами этой семьи;
  • в-третьих, от социально-психологических особенностей личности ребенка и его приемных родителей;
  • в-четвертых, от специфики переживания детьми события отказа от них кровной семьей (изъятия из кровной семьи) и обретения новых родителей.

Интеграция детей и родителей в замещающей семье считается завершенной, если достигнуты следующие условия:

  • адаптация ребенка к семье как системе, ее правилам и традициям;
  • положительная динамика развития ребенка;
  • принятие прошлого опыта ребенка приемными родителями;
  • принятие собственного опыта ребенком;
  • определены адекватные границы взаимоотношений ребенка и приемных родителей с кровной семьей ребенка;
  • успешная социализация ребенка в широком социальном окружении.

Замещающая семья может существовать и без интеграции приемного ребенка, и эта ситуация имеет опасные последствия.

Если интеграция не происходит, то ребенок остается внешним элементом, не включенным в семейную систему, и в результате дезадаптируется.

Наиболее перспективными направлениями содействия эффективной интеграции детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и приемных родителей в пространстве замещающей семьи являются следующие:

  • создание и реализация системы комплексного (профессионального) сопровождения приемной семьи группой специалистов-профессионалов (медиков, социальных работников, психологов, юристов, педагогов):
    • содействие целенаправленной деятельности приемных родителей позволяющей сформировать у приемных детей представления о том, какие правила и взаимоотношения могут быть в семье, какова роль родителей; формировать реалистичные представления о детско-родительских отношениях в семье, используя для этого литературу, видео- и кинофильмы; отрабатывать усвоение информации при помощи специальных тренингов;
    • - помощь и поддержка приемных родителей при обучении принятых в семью детей пониманию своих собственных потребностей, возможностей и умению ограничивать себя, что позволит им устанавливать более полноценный контакт с родителями и выбирать именно таких, с которыми психологически комфортно; использовать ролевые игры, психологические тренинги для самопознания (например, «я среди других», «я и мир»).
  • объединение приемных родителей в рамках специального клуба (общественной организации, ассоциации), позволяющего интегрировать опыт и создавать дополнительные ресурсы для решения специфических проблем, возникающих в семьях в связи с воспитанием приемных детей;
  • создание системы укрепления авторитета приемных семей, которая должна выражаться в целенаправленном освещении в СМИ особенностей их жизни (основываясь на событийной насыщенности).

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ