Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Стратегии работы на телефоне доверия

Библиотека

Стратегии работы на телефоне доверия

Автор: Токарева Ирина Николаевна, Психолог

Относиться к работе детского телефона доверия можно по-разному, но ее индивидуальная особенность была и будет – адресная и своевременная помощь: будь то помощь психологического, познавательного или образовательного плана. Даже выслушивание монолога, порой «сбивающего» жестокостью звучащих слов, несущего в себе агрессивные или непристойные высказывания и эмоции в адрес консультанта – это помощь, позволяющая снять накопившееся напряжение позвонившего ребенка.

Нет однозначного определения «насилия и жестокого обращения с детьми», но ежедневное общение с ребятами на телефоне доверия дает четкое осознание того, что «ежовые рукавицы» любящих родителей, как и открытое насилие и жестокое обращение в семье оказывают огромное влияние на развитие эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сферы ребенка.

Выбирая стратегию работы на звонке, консультант должен исходить как из эмоционального состояния ребенка, так и из его возрастных особенностей.

Дети в возрасте от 5 до 8 лет

Дети в этом возрасте особенно чувствительны к любым эмоциональным воздействиям и легко вытесняют травмирующее событие. Образы родителей в этом возрасте часто идеализируются, и родитель-источник насилия может восприниматься как «справедливый и добрый». Кроме того, часто восприятие ситуации жестокого обращения зависит от структуры и модели семьи.

Стратегии работы: понять, сочувствовать – успокоить – пожалеть – прояснить ситуацию здесь и сейчас – дать чёткие и понятные рекомендации по ситуации.

Дети в возрасте 9 – 12 лет

В этом возрасте возрастает способность самостоятельно принимать решения в кризисной ситуации, идет большее осознавание ситуации жестокого обращения.

У ребенка начинает формироваться самооценка, а факты жестокого обращения искажают эту самооценку, способствуя появлению в его образе – «Я» негативных оценок.

Стратегии работы: выслушать – выразить понимание и принятие – сделать акцент на правах ребёнка и ненормальности произошедшего факта жестокого обращения – подчеркнуть уникальность ребенка, акцентировать внимание на ресурсах – работать с чувством вины и неполноценности – стабилизировать спокойное эмоциональное состояние – активизировать поиск выхода из сложившейся ситуации – снова акцент на ресурсы – предоставить необходимую информацию.

Подростки в возрасте 13 – 18 лет

Активно идёт процесс формирования поло–ролевой идентификации, вырабатываются основы женского и мужского ролевого поведения. Каков бы ни был источник и вид насилия и жестокого обращения, его последствия неизбежно сказываются на этой личностной сфере.

Звонят на «ТД» в кризисной ситуации, непосредственно после травмирующего события или по прошествии некоторого времени.

Психологические состояния: депрессия, чувство безнадёжности, беспомощности, тревожность, апатия, разочарование, фрустрация, гнев, соматические жалобы. Возможны суицидальное и самоповреждающее поведение.

Стратегии работы: принятие и сопереживание – прояснение сути проблемы – проработка актуального эмоционального состояния – проработка прошлых травмирующих переживаний – поиск вариантов выхода из сложившейся ситуации – разработка стратегии безопасного и ресурсосберегающего поведения.

 

Одним из последствий жестоко обращения с детьми в этом возрасте является суицидальное поведение. Осложняясь кризисом идентификации и борьбой за независимость, подростковый суицид преследует различные цели:

  • избавиться от травмирующего воздействия,
  • контроль над другими людьми и манипулирование их поведением,
  • реже желание умереть.

Консультанту необходимо адекватно оценить реальность этого события и провести профилактику суицида.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ