Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Победить насилие изнутри

Библиотека

Победить насилие изнутри

Автор: Ивакин Андрей Андреевич, Педагог-психолог

Победить насилие изнутриВ настоящий момент в ГКУ СРЦН «Солнышко» Ленинского района г. Нижнего Новгорода продолжается развитие программы «Открытый мир в глазах ребёнка», проходящей в рамках региональной программы «Бесстрашное детство». Совершенствование используемых методов позволило эффективнее работать с последствиями насилия.

Основная задача программы – обеспечение здорового психического развития ребенка для развития ребёнка и полноценного контакта с социальным окружением. Одна из возможностей достичь этого – пробуждение чувств и способности к их выражению через конструктивно-творческое поведение.

С возрастом у ребенка формируется все более и более четкое представление о собственном Я, проявляются отчётливые желания и нежелания, которые необходимо осознать и принять. Освоение границ и масштаба своей личности, признание себя как отличающегося от всех остальных – это может быть сложным моментом развития даже в благоприятных условиях, и если возникает напряжение из-за воздействия внешней среды, необходимо помочь ребенку выразить свои эмоции и чувства, помочь понять, где и в чем его основные трудности и как он может с этим справится.

Одна из основных техник, применяемых в программе, которая помогает детям в выражении своих чувств – терапия рисунком, цель которой – помочь ребенку осознать себя и свое место и роль в этом мире. Сам рисунок и процесс рисования является отражением бессознательного ребенка, проявляющегося в страхах, трудностях, мечтах и желаниях.

На первом этапе в работе с рисунком (Oaklander, 1988). выявляется общая мотивация ребенка на предлагаемое задание. После того, как работа выполнена, ребенку предлагается описать свой рисунок в целом, а затем каждую из частей отдельно. Затем – рассказать историю возникновения рисунка. На следующем этапе психолог, выделив несколько потенциально-значимых частей рисунка, просит ребенка идентифицироваться с персонажем, побыть в его роли («медведя за решеткой», «гриба под большим деревом», «черной тучей» и т.д.). Важно следить за реакцией детей, они сами подскажут, где кроется зона их возбуждения.

Можно попробовать создать диалог между частями рисунка или между частью рисунка и ребенком. Психологу необходимо помнить и обращать внимание на цветовую гамму рисунка. Далеко не всегда черный цвет в рисунке означает негативные эмоции. Также важно следить и за телесными выражениями во время процесса рисования. Они помогут понять то, что может быть не озвучено детьми.

Для наиболее полного осознавания ребенком отображенного, можно, с помощью уточняющих и проясняющих вопросов, перенести ситуацию рисунка в реальную жизнь ребенка, и проследить схожие моменты.

Если в обычной жизни ребенку по той, или иной причине затруднительно выражать свои истинные чувства и отношения, то посредством рисунка, который является отражением, запечатлением чувств, можно помочь ему более полно и искренне выразить себя: свои обиды, страхи, раздражения и недовольства, тревоги и одиночество, любовь и радость.

Хотя апробирование программы, поиск ее наиболее сильных и слабых мест все еще продолжается, уже можно говорить о серьезном прогрессе в достижении ожидаемого эффекта: положительной динамики результатов в психо-эмоциональной и поведенческой сфере детей. Речь идет о выработке внутреннего стержня, каркасе личности, позволяющем стать достаточно сильными для того, чтоб суметь смотреть на окружающий мир без страха и осознанно стремиться сделать его совершеннее.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ