Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   «Азбука безопасности»

Библиотека

«Азбука безопасности»

Автор: Нелюбова М.Г., Социальный педагог

«Азбука безопасности»В настоящее время необходимость обучения несовершеннолетних мерам безопасного поведения в различных ситуациях не вызывает сомнений. Подтверждением тому служит печальная статистика массовых пожаров, террористических актов, наводнений, дорожно-транспортных происшествий и других чрезвычайных ситуаций, происходящих в нашей стране. Дети могут оказаться в любой непредсказуемой обстановке на улице и дома, поэтому должны знать, как вести себя при возникновении опасности. В данной статье представлен опыт работы педагогов стационарного отделения ГБУ «ЦСПСД города Сарова» по планированию и реализации акции «Азбука безопасности».

Цель: способствовать формированию у несовершеннолетних осознанного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих; привитию навыков сохранения жизни и здоровья в повседневной жизни, а также неблагоприятных и опасных ситуациях.

Ведущие формы организации социально-педагогических мероприятий: социально-развивающие занятия, экскурсии, беседы, досуги и, конечно, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций( например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, расположенных вблизи с Центром). Освоенные знания, сформированные навыки будут отрабатываться в повседневной жизни, применены в творческих работах, разработке и распространении социальной рекламы.

Методы и приемы:

  • Рассказ используется, когда нужно сообщить воспитанникам новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся опыт детей, который расширяется и обогащается новыми знаниями. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций.
  • Рассказ-объяснение применяется, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимости между изучаемыми объектами и явлениями (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора). В рассказе-объяснении необходимо постоянно давать установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.
  • Беседу педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт детей, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового, углубляет и развивает их знания, умения и навыки. В основе беседы – диалог между педагогом и воспитанниками, который активизирует их мышление. Для этого внимательно выслушиваются все ответы и вопросы. Правильные ответы одобряются похвалой, неправильные или неполные комментируются, поправляются.
  • Работа с иллюстративным (наглядным материалом) предполагает выполнение заданий, составление рассказов по сюжетным картинкам, рисование или раскрашивание с последующим обсуждением.
  • Игры-упражнения, индивидуальные упражнения, тренировочные упражнения направлены на формирование и закрепление умений и навыков безопасного поведения.
  • Экскурсии проводятся для ознакомления с окружающей средой, могут быть пешие и автобусные. Цель экскурсии: сформировать целостное представление о явлениях или объектах жизнедеятельности, возникающих различных нестандартных ситуациях. Полученные в процессе экскурсии наглядные образы являются основой для дальнейшего формирования у ребят воображения, мышления, внимания, наблюдательности, речи и других познавательных способностей, необходимых для правильной и безопасной ориентации в чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуациях.

Условия реализации: обязательное посещение ведущих форм социально-педагогических мероприятий; соблюдение санитарно-гигиенических и иных правил при организации работы с детьми; привлечение родителей и специалистов учреждений города к организации работы по основам безопасности жизнедеятельности; участие в конкурсах по данной теме.

Направления социально-педагогической работы: «Ребенок и природа», «Ребенок и чрезвычайные ситуации», «Ребенок на улицах города», «Ребенок и другие люди».

Срок реализации: с 01.09.2012г. по 30.09.2012г.

План мероприятий

Форма проведения

Тема

Ответственные

1.

«Ребенок и природа»

1.1.

Экскурсия в лес

«Уж небо осенью дышало»

Воспитатель

1.2.

Экскурсия в теплицу

«Сохраним редкие растения»

Воспитатель

1.3.

Беседа

«Безопасность при любой погоде»

Воспитатель

1.4.

Беседа

«Животные вокруг нас»

Воспитатель

1.5.

Занятие –исследование

«Какой грибок положить в кузовок»

Воспитатель

1.6.

Трудовая реабилитация

Посадка многолетних цветов на клумбы

Соц. педагог

1.7.

Трудовая реабилитация

Сбор урожая корнеплодов с огорода

Соц. педагог

1.8.

Трудовая реабилитация

Субботник по уборке территории

Зав. отделением

1.9.

Творческая мастерская

Конкурс Мордовского государственного природного заповедника «Птица 2012г.-варакушка»

Воспитатели

II.

«Ребенок и чрезвычайные ситуации»

2.1.

Экскурсия в пожарную часть.

«Внимание 01!»

Социальный педагог

2.2.

Экскурсия в МЧС

«Выручаем из беды»

Социальный педагог

2.3.

Занятие- тренинг Вызов служб экстренной помощи.

«Я и опасные ситуации».

Воспитатель

2.4.

Беседа- рассуждение

«Огонь наш друг или враг?»

Воспитатель

2.5.

Беседа

«Как могут стать опасными обычные домашние вещи»

Воспитатель

2.6.

Практическое занятие- тренировка

«Эвакуация в случае пожара и других чрезвычайных ситуациях»

Зав. отделением

2.7.

Творческая мастерская

Городской конкурс «Спасение на пожаре глазами детей»

Воспитатели

III.

«Ребенок и другие люди»

3.1.

Практическое занятие с решением проблемных ситуаций

« Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице»

Воспитатель

3.2.

Практическое занятие с решением проблемных ситуаций

«Если ты дома один»

Воспитатель

3.3.

Цикл занятий по формированию навыков неагрессивного поведения ( 4)

«Я живу среди людей»

Педагог-психолог

3.4.

Беседа-рассуждение

«Кто может быть твоим другом?»

Социальный педагог

3.5.

Творческая мастерская

Рисунки –плакаты «Будь осторожен с незнакомцем» с последующим распространением.

Зав.отделением

IY.

«Ребенок на улицах города»

4.1.

Экскурсия в ГИБДД

«Как рождаются опасные ситуации на дороге»

Социальный педагог

4.2.

Практическое занятие с отработкой проблемных ситуаций на улицах вблизи Центра

«Как поделили улицу водители и пешеходы»

Воспитатель

4.3.

Викторина

Школа пешеходных наук»

Воспитатель

4.4.

Досуг

«Мои друзья- дорожные знаки». Посвящение в пешеходы.

Воспитатель

5

Итоговое мероприятие

Вечер вопросов и ответов «Безопасное путешествие по сказкам»

Социальный педагог

Воспитатели

 

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ