Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Что скрывается за капризами ребенка?

Библиотека

Что скрывается за капризами ребенка?

Автор: Токарева Ирина Николаевна, Психолог

Увы, через сложный период детских истерик, в той или иной степени, проходят практически все родители.

Что скрывается за капризами ребенка?У любимого малыша, который развивается не по дням, а по часам и при этом часто улыбается и радуется, вдруг начал портиться характер. Он стал требовательным, раздражительным; когда его что-то не устраивает, он громко кричит, машет руками и дрыгает ногами. Бывают и такие моменты, когда ребенок катается по полу и просто бьется в приступе ярости.

Начинается подобное поведение у малыша обычно тогда, когда возникает конфликт «желаемого и возможного». Ребенок, овладевший определенным количеством навыков, горит желанием познавать окружающий мир, но сталкивается с тем, что что-то не получается, а что-то просто запрещают родители. Реакцией на это и становятся детские истерики. Их интенсивность у всех детей разная, и зависит она от многих факторов:

  • от особенностей и черт характера ребенка
  • от принятого в семье стиля общения (если родители обычно кричат друг на друга и ведут себя несдержанно, то ребенок, скорее всего, тоже будет “буйным”)
  • от того, насколько ребенок уже овладел навыками эмоциональной саморегуляции

Причины детских истерик

  • недостаточность коммуникативных навыков

Главная причина детских истерик такова: малыши просто не могут по-другому донести до родителей свои переживания.

Многие мамы и папы уже подросших малышей замечают, что после того, как ребенок научится более понятно выражать свои мысли словами, истерики постепенно исчезают.

  • неумение управлять эмоциями

Способность сдерживать и контролировать себя отсутствует у многих взрослых. Не говоря уж о детях. А малыши переживают все очень остро: любая мелочь для них – это целая трагедия.

Самоконтроль появляется у детей позже, в процессе социализации и знакомства с нормами морали, с развитием мышления, позволяющего трезво оценивать ситуации и искать варианты их разрешения, а также с развитием эмпатии, которая позволяет сопереживать окружающим.

  • желание изучить реакцию родителей

Ребенок до 5-6 лет не способен к манипуляции в полном смысле этого слова: для него важно и первично получить желаемое, а не доставить родителям негативные переживания.

Ребенок изучает различные способы воздействия на папу и маму (истерика в их числе). Он оценивает эффективность этого “инструмента” по сравнению с остальными, чтобы потом, на основании полученного опыта, выбрать определенную стратегию поведения.

  • психологические проблемы

Истерики могут быть следствием «кризиса роста» - т.е. из-за эмоционального состояния в переломные этапы развития, связанные с формированием личности ребенка, с чрезмерными психологическими нагрузками (например, малыша в 3 года усиленно учат читать), с проблемами в семье или с прессингом со стороны родителей.

  • пробелы в воспитании, сложности во взаимоотношениях с родителями

Истерики у малыша сознательного возраста (старше 4-х лет) – серьезный сигнал взрослым для того, чтобы проанализировать свое поведение и взаимоотношения с ребенком.

К этому времени кризис 3х-летнего возраста должен быть преодолен, при правильном воспитании должны сформироваться представления о нормах поведения и навыки самоконтроля. Они могут отсутствовать:

  • если малыш привык добиваться от взрослых своего только криком
  • если подобный тип поведения характерен для кого-то из родителей, и малыш просто копирует его
  • если вы давите на ребенка, внутренне отторгаете его, и он своим поведением “протестует” против этого отношения.

Для того чтобы определить причину можно обратиться за консультацией к психологу.

Как можно родителям конструктивно реагировать на истеричное поведение малыша?

Приучать ребенка контролировать свое поведение надо с полутора-двух лет, но делать это нужно грамотно. А именно:

  • Не оставляйте в эти моменты ребенка одного, помогайте ему справиться с истерикой

Истерика – это не то состояние, в котором малышу надо долго находиться и к которому следует привыкать; характерно оно для инфантильной психики и с возрастом должно проходить. При правильном педагогическом подходе через несколько лет ребенок вообще забудет, “как это было”.

Если родители не научат малыша преодолевать истерику, то он может вырасти в истеричного неуравновешенного взрослого, неадекватно реагирующего на любую проблему.

  • Не кричите на ребенка и не шлепайте его

Своим поведением покажите малышу пример уравновешенности. Что же касается наказаний – глупо наказывать малыша за то, что он переживает совершенно естественный период своего развития.

Если он хочет, чтобы вы его обняли или поцеловали – так и сделайте; единственное исключение, когда малыша можно «законно» лишить сочувствия, – это в случае каких-то совершенно неприемлемых, с моральной точки зрения, его действий (мучает котенка, обижает ребенка, который меньше и слабее).

Малышу старше двух лет, если он закатывает истерику целенаправленно, чтобы чего-то добиться от родителей, нужно показывать свое неудовольствие, но без шлепков и крика. Выработайте у себя особую “строгую” интонацию, поэкспериментируйте с выражением лица – пусть малыш по таким невербальным признакам научится понимать, что вы очень недовольны и это может привести к печальным для него результатам (не будет мультиков, не пойдете в зоопарк и т.д.)

  • Подумайте, как можно организовать свой быт, чтобы не провоцировать детские истерики лишний раз

Уберите из его поля зрения и досягаемости предметы, с которыми ему пока не стоит иметь дело; какие-то вещи и действия, возможно, есть смысл перевести в разряд “разрешенных” - малышу нужно нарабатывать опыт, и пусть лучше он столкнется с чем-то под вашим присмотром, а не на улице или в садике. Постарайтесь сами, на глазах ребенка, не делать какие-то вещи, которые ему запрещаете.

  • Попытайтесь отвлечь буяна

Лучше, если вы найдете универсальный “переключатель” – какое-то занятие или предмет, которым малыш очень увлечен и при виде которого у него моментально высохнут слезы. Для одного это будет любимая книга, для другого – игрушка, третий с удовольствием пойдет поиграть в ладушки.

  • Побольше разговаривайте с ним о ситуации

Обязательно обосновывайте, почему его поведение неприемлемо для вас. Аргументы “ты ведешь себя некрасиво”, “другие дети так себя не ведут” не окажут на ребенка 2-3 лет особого воздействия; зато слова “у мамы от твоих криков болит голова” могут возыметь успех – для малыша такого возраста важны именно взаимоотношения с мамой, а не с каким – то социумом.

Точно также предельно конкретно объясняйте ему суть ограничений и запретов, которые спровоцировали детскую истерику, например, «тебе нельзя лезть на стол, потому что ты можешь упасть и сильно стукнешься, тебе будет больно». Со временем ребенок сможет включаться в диалог и сам расскажет вам, зачем он полез на стол, и вместе вы сможете проанализировать происходящее и сделать вывод, возможно ли было для него получить желаемое иным способом, не нарушая запретов. Так вы привьете малышу крайне ценный навык – научиться вычленять проблему и искать пути ее решения, что пригодится ему и намного позже - после окончания периода детских истерик.

Истерики, связанные с ежедневными ритуалами

Нередка ситуация, когда родители жалуются, что детской истерикой каждый день сопровождается отход ко сну, или прием пищи. Зачастую это случается в семьях, где папа и мама подходят к процессу воспитания не творчески, а формально: “нужно укладываться спать в девять, поэтому иди, укладывайся в девять, и без вариантов”. Экспериментируйте, меняйте сам ритуал. Ищите такие формы, которые будут приятны и интересны малышу, и его протестные настроения пройдут сами собой.

 

По материалам сайта detyvradost.ru

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ