Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Материнская депривация как один из факторов психоэмоционального насилия над детьми, оказавшимися в условиях социально-реабилитационного учреждения

Библиотека

Материнская депривация как один из факторов психоэмоционального насилия над детьми, оказавшимися в условиях социально-реабилитационного учреждения

Автор: Сергеева Н.Е., Психолог

Психологическое насилие в отношении ребенка – самый распространенный вид жестокого обращения. Какой бы ни была ситуация насилия, она неизменно сопровождается эмоциональной жестокостью. За время работы ГКУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Бригантина», специалисты определили, что несовершеннолетние, поступающие в центр, испытывают психологическое насилие в первую очередь в семье.

Вопрос об отношениях матери и ребенка, влиянии материнской любви на развитие личности вызывал интерес у ученых, исследователей, мыслителей.

Как особый тип отношений, материнство является спонтанным, естественным. С «матерналистской» точки зрения, «уклоняющееся материнство» может быть отнесено к материнству весьма условно, и как жизненный факт имеет отношение к общественным нравам, является предметом социологии и психологии семьи. Несомненно, что отклоняющееся материнство и материнские депривации представляют острую проблему современных семейных и общественных нравов, нравственного здоровья общества в целом.

По наблюдениям специалистов нашего учреждения дети, поступающие в центр, ощущают себя отторгнутыми, заброшенными, они имеют сниженный интеллект; провоцируют напряженность, а то и «превентивную» враждебность в отношениях с другими людьми. Дети, находящиеся в условиях СРЦН отличается вялостью эмоционального поведения, неумением вступать в значимые отношения как со сверстниками, так и со взрослыми, а нарушения эмоциональных контактов приводит к тому, что ребенок чувствует себя неполноценным. Основным переживанием таких детей является кажущая враждебность всех по отношению к нему. Социально-психологические особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и помещенные в учреждение, являются проявлением материнской депривации.

Полноценное развитие ребенка возможно только в контакте с матерью. Активность ребенка в познании окружающего базируется на чувстве любви к матери. Доверие к миру, открытость к восприятию нового возможно только при ощущении постоянной материнской заботы. Существуют два непременных условия возникновения у ребенка базового доверия к миру: теплота материнской заботы и ее постоянство.

Отсутствие базового доверия к миру специалисты нашего центра рассматривают как первое, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое последствие материнской деривации.

Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познавать новое, учиться. Дети, поступившие в учреждения социального обслуживания семьи и детей, лишены родительской заботы и любви не по своей воле. Эти дети имеют все вышеперечисленные социально – психологические особенности личности.

Вопрос «почему при живых родителях дети становятся сиротами?» волнует и специалистов нашего учреждения.

Ученые полагают, что причина аномального материнства заключается в недостаточной социализации в раннем возрасте, «недостаточной затронутости процессом гуманизации».

Установлено, что большинство матерей, отказавшихся от своих детей, воспитывались в нестабильных семьях, с детства имели негативный опыт межличностных отношений. «Личность многих женщин, не готовых к материнству, формировалась в своеобразной субкультуре, часть из них в детстве страдали от унижающего достоинство ребенка угнетения и холодного отношения со стороны родителей», - подчеркивал В. Брутман. То есть, насилие и издевательство над девочкой формируют у будущей матери искаженный образ материнства. Психологическое насилие, пережитое детьми в семье, откладывает отпечаток на будущее осознанное родительство.

Ничто более, чем любовь, не помогает ребенку стать счастливым. И у каждого есть право на нее, на доброе к себе отношение. Отсутствие материнского внимания провоцирует еще большую потребность ребенка в духовном общении.

По наблюдениям специалистов ГКУ «ОСРЦН «Бригантина» дети, поступающие в центр, при недостатке духовного общения в семье имеют:

  • задержку речевого развития и восприятия;
  • задержку в эмоционально-волевом развитии: инфантильность, нерешительность, безынициативность, боязливость и т.д.;
  • нарушение сна (сокращение, увеличение, прерывность, однотипные кошмарные сновидения и др.);
  • соматические и психосоматические расстройства (язва желудка, аллергии, избыточный вес, энурез, нервные тики и т.п.);
  • агрессию в отношении со сверстниками и сиблингами;
  • агрессию в отношении взрослых (воспитателей, учителей и т.д.);
  • неуважение и недоверие к взрослым;
  • демонстрацию псевдозрелости и псевдонезависисмости как защиты;
  • утрату доверия к миру, неверие в искренность оказываемой ему поддержки;
  • неумение внутренне почувствовать успех, считает себя не заслуживающим его;
  • низкую самооценка: ребенок чувствует себя нелюбимым, ненужным и др.;
  • внешний локус контроля (причина в людях, нет своей ответственности);
  • подавленность;
  • тревожность;
  • уступчивость, угодливость;
  • коммуникативную некомпетентность;
  • склонность к уединению;
  • аффетивно-тревожное восприятие одиночества;
  • личностные психопатии различной этиологии (наркотические зависимости, булимия, анорексия, нарциссические, мазохистские и прочие личностные расстройства). Плохо поддаются лечению;
  • суицидальные попытки и др., что является индикаторами психоэмоционального насилия в отношении ребенка.

Большинство детей и подростков, попавших в специализированные детские учреждения с раннего возраста, а некоторые с рождения страдают от острого дефицита материнского тепла и бескорыстной любви. А ведь отношение ребенка к матери во многом определяет его будущую жизненную позицию. Опыт общения с детьми, хлебнувшими горя и сиротства, позволяет сделать неутешительные выводы. Отсутствие духовных связей матери и ребенка от рождения формирует предпосылки к деформации психики.

Ребенок, лишенный родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружеские отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывают враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно.

Следовательно, одной из приоритетных задач ГКУ «ОСРЦН «Бригантина» является снятие симптомов психоэмоционального насилия в отношении ребенка через принятие и уважение личности ребенка всеми сотрудниками учреждения.

 

Литература, используемая в написании статьи:

  • Защита детей от жестокого обращения/Под. Ред. Е.Н. Волковой.-СПб.: Питер, 2007.-256 с.
  • Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия: Методические рекомендации. Ярославль: Александр Рутман, 2006.
  • Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми и его последствия / Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М., 2006.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ