При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Медитации - визуализации в развитии социальных навыков у детей и подростков
Автор: Сергеева Н.Е., Психолог
"Медитация – это состояние естественной спонтанности» Термин "медитации-визуализации" есть не что иное, как психотехники, которые обычно включают в себя не только зрительные системы, но и аудиальные и кинестетические.
Как показывает практика использования медитаций – визуализаций имеет большое значение в развитии социальных навыков у детей и подростков.
«Раковина» (от 9 лет)
Цель: осознание психологических границ в общении, развитие психологических защит, стрессоустойчивости.
Объясните детям, что хотите показать им, как можно защититься от чего- либо. Поговорите о ситуациях, в которых у них есть потребность в прочных границах: дома, в школе, в игре и др. Во всех лих случаях они могут обратиться к фантазии:
«Устройся на стуле поудобнее. Закрой глаза и сделай три глубоких вдоха. Позволь своему телу расслабляйся с каждым выдохом...
Найди в своем теле место, где ты чувствуешь безопасность, гордость и уверенность... Если в настоящий момент такого места нет, вспомни о том времени, когда ты чувствовал себя уверенным и защищенным. Вспомни, где это чувство базировалось в теле?
Представь цвет этого чувства... Представь, что оно исходит из тела, как луч света, и окружает тебя защитной раковиной со всех сторон...» (1 мин.)
«А теперь представь, что к тебе подходит кто-то, кого тебе трудно держать, на расстоянии. Почувствуй, как светящаяся раковина защищает тебя со всех сторон, и тебя невозможно ранить никакими делами или словами...
Если хочешь, можно представить разных людей и посмотреть, как каждый раз их останавливает твоя защитная раковина...
Но ты можешь приоткрыть её, когда к тебе подходит тот, кому ты рад. Если хочешь, представь, что к тебе подходит друг. Ты приоткрываешь раковину, чтобы он мог вступить с тобой в контакт. Может быть, ты даже пригласишь его в свою раковину... А теперь попрощайся с этим человеком и посмотри, как твоя раковина снова закрывается...
Если хочешь, ты можешь проверить, как она работает, когда к тебе подходят враждебно настроенные или докучливые люди или друзья и приятные тебе люди...» (1-2 минуты).
«Сохрани образ раковины в своей памяти, чтобы использовать его в повседневной жизни. Ты не должен никому говорить, когда защищаешься с помощью этого образа. Это будет твоя тайна.
Потянись, сделай три глубоких вдоха и открой глаза. Посмотри вокруг...»
Обсуждение:
- Понравилось ли упражнение?
- В каких ситуациях мне может помочь образ раковины?
- Что осталось для меня непонятным?
После выполнения этого упражнения дети рисуют то, что представили.
Добрая фея (с 8 лет)
Цель: коррекция негативной самооценки, развитие самопринятия, положительного отношения к себе.
Инструкция: «Многие люди, дети и взрослые, жалуются, что их мало хвалят, подбадривают, ценят и обращаются с ними недостаточно нежно: «Моя мама меня никогда не целует, когда я возвращаюсь из школы», «Мой отец не хвалит меня, когда я убираю свою комнату...». Часто мы хотим, чтобы другие проявили к нам внимание и заботу, в то время как они раздражены и заняты. Мы бежим за любовью, а она убегает от нас.
Но выход есть: мы можем научиться сами любить себя.
«Устройся поудобнее и закрой глаза. Сделай три глубоких вдоха и позволь своему телу с каждым выдохом все больше расслабляться...
Представь, что у тебя появилась добрая фея. Она к тебе пришла, когда ты родился. Она помогла тебе расти и справляться с трудностями. Она всегда любила тебя, ничего не требуя и не прося от тебя, и никогда не разочаровывалась в тебе. Она не строила на твой счет никаких планов, но всегда хотела, чтобы ты был счастлив.
Теперь пришло время увидеть добрую фею, которая до сих пор была невидимой. Посмотри, как она выглядит, во что она одета, какое у неё выражение лица... Смотрит ли она на тебя с любовью? Если это не так, то это не твоя добрая фея. Прогони ее и позови свою настоящую фею. Посмотри, как она улыбается тебе и говорит глазами: «Что бы ни случилось, я люблю тебя».
А теперь представь, что добрая фея - это ты. Скажи ребенку, которого ты охраняешь, как сильно ты его любишь, уважаешь и хочешь, чтобы он был счастлив. Расскажи ему, что ты давно рядом с ним и видишь все, что с ним происходит...» (2 минуты)
Побудь еще немного доброй феей, которая разговаривает со своим подопечным. Скажи ему, что ты будешь с ним и дальше, что ты хочешь дарить ему свою любовь, уважаешь его и радуешься, что сопровождаешь его на жизненном пути... (1 минута)
«А теперь снова становись самим собой. Скажи фее, что хочешь. Поблагодари ее, может быть, ты захочешь договориться с ней, чаще встречаться...
Возьми с собой уверенность, что у тебя есть добрая фея, у которой ты можешь научиться любить себя...
Потянись и сделай три глубоких вдоха. Медленно открой глаза и посмотри вокруг, посвежевший и обновленный...»
Обсуждение:
- Понравилось ли упражнение?
- Зачем нам нужна вера в добрую фею или в ангела - хранителя?
- Как я себя сейчас чувствую?
- Как ведет себя человек, который любит себя?
По материалам книги К. Фопель «Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста».