Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Медитации - визуализации в развитии социальных навыков у детей и подростков

Библиотека

Медитации - визуализации в развитии социальных навыков у детей и подростков

Автор: Сергеева Н.Е., Психолог

"Медитация – это  состояние естественной спонтанности» Термин "медитации-визуализации"  есть не что иное, как психотехники, которые обычно включают в себя не только зрительные системы, но и аудиальные и кинестетические.

Как показывает практика использования медитаций – визуализаций имеет большое значение в развитии социальных навыков у детей и подростков.

 

«Раковина»  (от 9 лет)

Цель: осознание психологических границ в общении, развитие психологических защит, стрессоустойчивости.

Объясните детям, что хотите показать им, как можно защититься от чего- либо. Пого­ворите о ситуациях, в которых у них есть потребность в прочных границах: дома, в школе, в игре и др. Во всех лих случаях они могут обратиться к фантазии:

 

«Устройся на стуле поудобнее. Закрой глаза и сделай три глубоких вдоха. Позволь своему телу расслабляйся с каждым выдохом...

Найди в своем теле место, где ты чувствуешь безопасность, гордость и уверенность... Если в настоящий момент такого места нет, вспомни о том времени, когда ты чувствовал себя уверенным и защищенным. Вспомни, где это чувство базировалось в теле?

Представь цвет этого чувства... Представь, что оно исходит из тела, как луч света, и окружает тебя защитной раковиной со всех сторон...» (1 мин.)

«А теперь представь, что к тебе подходит кто-то, кого тебе трудно держать, на расстоянии. Почувствуй, как светящаяся раковина защищает тебя со всех сторон, и тебя невозможно ранить никакими делами или словами...

Если хочешь, можно представить разных людей и посмотреть, как каждый раз их останавливает твоя защитная раковина...

Но ты можешь приоткрыть её, когда к тебе подходит тот, кому ты рад. Если хочешь, представь, что к тебе подходит друг. Ты приоткрываешь раковину, чтобы он мог вступить с тобой в контакт. Может быть, ты даже пригласишь его в свою раковину... А теперь попрощайся с этим человеком и посмотри, как твоя раковина снова закрывается...

Если хочешь, ты можешь проверить, как она работает, когда к тебе подходят враждебно настроенные или докучливые люди или друзья и приятные тебе люди...» (1-2 минуты).

«Сохрани образ раковины в своей памяти, чтобы использовать его в повседневной жизни. Ты не должен никому говорить, когда защищаешься с помощью этого образа. Это будет твоя тайна.

Потянись, сделай три глубоких вдоха и открой глаза. Посмотри вокруг...»

 

Обсуждение:

-  Понравилось ли упражнение?

-  В каких ситуациях мне может помочь образ раковины?

-  Что осталось для меня непонятным?

  • Как я себя чувствовал в своей раковине?
  • Как я себя сейчас чувствую?
  • Каким еще образом я могу защититься от других людей?
  • Что такое «переход границы»?
  • Кто подходит ко мне слишком близко?
  • Когда я подхожу слишком близко к другим?

После выполнения этого упражнения дети рисуют то, что представили.

 

Добрая фея  (с 8 лет)

Цель: коррекция негативной самооценки, развитие самопринятия, положительного от­ношения к себе.

Инструкция: «Многие люди, дети и взрослые, жалуются, что их мало хвалят, подбадривают, ценят и обращаются с ними недостаточно нежно: «Моя мама меня никогда не целует, когда я возвращаюсь из школы», «Мой отец не хвалит меня, когда я убираю свою комнату...». Часто мы хотим, чтобы другие проявили к нам внимание и заботу, в то время как они раздражены и заняты. Мы бежим за любовью, а она убегает от нас.

Но выход есть: мы можем научиться сами любить себя.

 

«Устройся поудобнее и закрой глаза. Сделай три глубоких вдоха и позволь своему телу с каждым выдохом все больше расслабляться...

Представь, что у тебя появилась добрая фея. Она к тебе пришла, когда ты родился. Она помогла тебе расти и справляться с трудностями. Она всегда любила тебя, ничего не тре­буя и не прося от тебя, и никогда не разочаровывалась в тебе. Она не строила на твой счет никаких планов, но всегда хотела, чтобы ты был счастлив.

Теперь пришло время увидеть добрую фею, которая до сих пор была невидимой. По­смотри, как она выглядит, во что она одета, какое у неё выражение лица... Смотрит ли она на тебя с любовью? Если это не так, то это не твоя добрая фея. Прогони ее и позови свою настоящую фею. Посмотри, как она улыбается тебе и говорит глазами: «Что бы ни случи­лось, я люблю тебя».

А теперь представь, что добрая фея - это ты. Скажи ребенку, которого ты охраняешь, как сильно ты его любишь, уважаешь и хочешь, чтобы он был счастлив. Расскажи ему, что ты давно рядом с ним и видишь все, что с ним происходит...» (2 минуты)

Побудь еще немного доброй феей, которая разговаривает со своим подопечным. Ска­жи ему, что ты будешь с ним и дальше, что ты хочешь дарить ему свою любовь, уважаешь его и радуешься, что сопровождаешь его на жизненном пути... (1 минута)

«А теперь снова становись самим собой. Скажи фее, что хочешь. Поблагодари ее, мо­жет быть, ты захочешь договориться с ней, чаще встречаться...

Возьми с собой уверенность, что у тебя есть добрая фея, у которой ты можешь нау­читься любить себя...

Потянись и сделай три глубоких вдоха. Медленно открой глаза и посмотри вокруг, по­свежевший и обновленный...»

 

Обсуждение:

- Понравилось ли упражнение?

- Зачем нам нужна вера в добрую фею или в ангела - хранителя?

- Как я себя сейчас чувствую?

- Как ведет себя человек, который любит себя?

 

По материалам  книги  К. Фопель «Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста».

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ