Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Игры для коррекции агрессивных форм поведения у детей

Библиотека

Игры для коррекции агрессивных форм поведения у детей

  • «Мешочек криков»

Как известно,  детям очень непросто справляться со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Конечно, это не вызывает одобрения у взрослых. Однако, если эмоции очень сильны, то неправильно сразу требовать от детей спокойного анализа и поиска конструктивных решений. Сначала нужно дать им возможность немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым способом.

Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться "мешочком криков". Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

Примечание. Так называемый «мешочек криков» вы можете изготовить из любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязочки, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями. Если под рукой не оказалось мешочка, то можно его переделать в «баночку криков» или даже «кастрюлю криков», желательно с крышкой. Однако использовать их позднее для мирных целей, например для приготовления еды, будет крайне нежелательно.

 

  • «Листок  гнева»

Вы наверняка уже встречались с печатными вариантами такого листа, на котором изображено какое-нибудь чудовище в приступе гнева или вообще-то доброе существо, типа утки, которая пытается в гневе молотком разбить компьютер. Зрительный образ гнева сопровождается такой инструкцией по применению: «В случае припадка ярости скомкать и швырнуть в угол!»

Однако это способ поведения скорее взрослых, детям же просто один раз швырнуть скомканную бумагу в угол обычно недостаточно. Поэтому им стоит предложить разные способы выражения своих негативных эмоций: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко с ним справится. После этого попросите мальчика или девочку окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки «гневного листа» и выбросив их в мусорное ведро. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться и эта игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении.

Примечание. «Листок гнева» можно изготовить самим. Если это будет делать сам ребенок, то получится даже двойная проработка его эмоционального состояния. Итак, предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок изобразит получившийся образ на бумаге (с маленькими детьми нужно сразу переходить к рисованию, так как им еще сложно изобразить образ словами, что может вызвать дополнительное раздражение). Дальше для расправы с гневом (как описывалось выше) все способы хороши!

 

  • «Подушка для пинаний»

Этот игровой способ справится с гневом, особенно,  необходим тем детям, которые разозлившись склонны реагировать, прежде всего, физически (сразу дерутся, толкаются, отнимают). Заведите специальную подушку для пинания. Пусть это будет небольшая подушка темного цвета, которую ребенок (подросток) может пинать, бросать, колотить, когда почувствует раздражение. После того как ему удастся выпустить пар таким безобидным способом можно перейти к другим средствам разрешения проблемной ситуации.

Примечание: аналогами подушки могут стать надувной резиновый молоток, которым можно пить по стенам и по полу, боксерская груша, которая поможет избавиться от накопившегося гнева и детям и взрослым.

 

  • «Рубка дров»

Эту игру особенно хорошо проводить после того как ребенок долго работал сидя. Она поможет избавиться от физического и морального напряжения, истратить накопившееся негативные чувства и получить заряд бодрости. Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он как рубить дрова, как нужно держать топор, в какой позе удобней стоять, куда обычно кладут бревно, чтобы у вас обоих возникла завершенная картина этой физической работы, попросите ребенка изобразить как происходит сам процесс, позаботьтесь о том чтобы вокруг было достаточно места. Пусть дровосек рубит дрова не жалея сил, порекомендуйте ему повыше поднимать воображаемый топор над головой и резко опускать на воображаемое бревно. Полезно издавать при этом вместе с выдохом какие то звуки, например говорить: «ха»

Примечание: тем ребятам, которые нуждаются в большей правдоподобности этого занятия можно сделать бумажную замену топора, например, плотно свернутый рулон из бумаги или газеты, скрепленный скотчем.

 

  • «Хвост дракона»

Помогает детям обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива. Играющие становятся в линию и кладут руки на лечи впереди стоящих. Первый участник – голова, последний -хвост.. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и  дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно! Как только «голова» схватила хвост – она становится «хвостом». Игра продолжается, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

 

  • «Толкалки»

Помогает детям научиться контролировать свои движения. Инструкция детям: « Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки  на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего напарника. По сигналу ведущего начните толкать напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если это произойдет – вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад для большей устойчивости. Тот, кто устанет, может сказать «стоп» ». Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки, толкать партнера только левой рукой, толкаться спинами...

 

  • «Игры с песком и водой»

Работа с сыпучим песком и податливой глиной сама по себе успокаивает ребенка, он больше сосредоточивается на своих тактильных ощущениях, переключается с одних внешних раздражителей на другие.

Вода очень полезна для  снятия напряженности и агрессивности детей. Кроме отлично действующего в этом случае плавания, можно применять игры с водой. Например, устроить гонки кораблей. Каждый участник должен подгонять свой корабль, дуя на него из трубочки и не дотрагиваясь руками. Можно придумать что-то вроде водного бильярда, сбивая плавающие пластмассовые или резиновые шарики с помощью других шаров. Также хороши варианты "водной войны", например обливания из брызгалок, сбивание плавающих кораблей противника струей воды и т.п. Словом, любые интересные занятия с водой годятся для снижения агрессивности, недаром "ушат холодной воды" издревле считался эффективным способом усмирения разбушевавшихся взрослых. Но при работе с детьми во все "водные процедуры" лучше внести элемент игры.

 

  • «Гнев на сцене»

Этот игровой коррекционный прием основан на зрительном представлении образа своего негативного чувства.

Когда  ребенок злится (или только что испытал злость), предложите ему представить, как выглядел бы его гнев на сцене театра. В образе кого выступал бы актер, играющий гнев, - монстра, человека, животного, а может быть, бесформенного пятна? Какого цвета был бы его костюм? Каким он был бы на ощупь - горячим или холодным, шершавым или гладким? Чем бы он пах? Каким голосом говорил бы? Какими интонациями? Как бы он двигался по сцене?

При желании ребенок может нарисовать образ своего гнева, а еще лучше, войти в роль этого актера и изобразить гнев «от первого лица», выразительно двигаясь за него и произнося реплики, которые ему хочется в данный момент произнести, и с такой громкостью и интонациями, как считает нужным.

Спросите ребенка, с чего начиналось бы выступление гнева? Как развивалось бы? Чем оно должно закончиться? Пусть он покажет вам весь спектакль.

Позитивным моментом в этой игре является возможность совмещения ребенком ролей режиссера и актера, играющего гнев, то есть, получая возможность выплеснуть гнев, он в то же время имеет возможность руководить им и в конце концов «убрать» его со сцены.

Примечание. Для ребят постарше задание можно усложнить, попросив их придумать, как вел бы себя гнев на сцене, если бы он был гневом человека из первобытного общества, из рыцарского ордена, из современного цивилизованного мира. Тем самым вы натолкнете ребенка на мысль, что чувство гнева существовало всегда, но нормы его выражения в разные исторические времена и в разных обществах существенно отличаются.

 

  • «Чувства на сцене»

Эта игра аналогична игре «Гнев на сцене», только ролей может быть столько, сколько чувств.

Лучше эту игру, как и предыдущую, сделать систематически повторяющейся. Предлагайте в нее сыграть тогда, когда видите, что ребенок действительно испытывает какие-то эмоции. Например, когда он радуется, предложите ему рассказать и изобразить, как выглядела бы его радость на сцене.

Примечание. Фантазируйте вместе с ребенком, задавая дополнительные вопросы, например: «Каким был бы танец радости?» Если мальчик или девочка захотят его исполнить, вероятно, понадобится ваша помощь в выборе музыкального сопровождения этого творческого процесса! Поэтому в коллекции ваших аудиокассет или дисков должны находиться мелодии с самым разным эмоциональным наполнением (от отчаяния и тревоги до радости и гордости).

 

  • «Слепой и поводырь»

Эта игра даст ребенку опыт доверия окружающим, а именно этого обычно сильно не хватает агрессивным детям. Для того чтобы начать игру, нужны два человека. Один из них будет слепым - ему завязывают глаза. Второй - его поводырем, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением.

Это «движение» вы заранее создадите, расставив в комнате стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Если есть еще желающие принять участие в игре, то они могут создавать «баррикады» из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте комнаты.

Задача поводыря - аккуратно перевести слепого на другую «сторону шоссе» (где это место, договоритесь заранее), оберегая его от столкновений с различными препятствиями. После того как задача будет выполнена, обсудите с ребенком, легко ли ему было в роли слепого, доверял ли он поводырю, его заботе и умению, какие чувства испытывал. В следующий раз пусть он попробует себя в роли поводыря - это научит его заботе и вниманию к другому человеку.

Трудным может быть для детей объяснение со «слепым» человеком, так как фразы типа: «А теперь ставь ногу вот сюда» - ему ни о чем не говорят. Обычно ребенок осознает это через какое-то время и его общение со «слепым» в следующий раз уже будет более эффективным, так что полезно проводить такие игры не по одному разу.

Примечание. В этой игре «поводырь» может контактировать со «слепым» разными способами: говорить о том, что нужно делать, или просто вести его за собой, поднимая ногу «слепого» на нужную высоту, чтобы перешагнуть преграду. Можете чередовать эти варианты, введя запрет на один из них, тренируя таким образом владение то вербальными (речевыми), то невербальными средствами общения. Если ваш «слепой» норовит самостоятельно пройти весь путь, игнорируя помощь проводника, то в следующий тур постарайтесь ухудшить его ориентацию в пространстве, расставив по-другому препятствия и раскрутив на месте ребенка после того, как ему завязали глаза.

 

  • «Аэробус»

Учит детей действовать согласованно в небольшой группе, показывает, что доброжелательное отношение товарищей по команде дает уверенность и спокойствие.

Инструкция детям: «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Знаете ли, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать маленьким аэробусом? Остальные ребята будут помогать аэробусу летать. » Один из ребят (по желанию) ложится животом вниз и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны его встает по 3 человека. Пусть они присядут и просунут руки  под его живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают аэробус  с поля... Так, теперь можно потихонечку поносить аэробус по помещению. Когда он почувствует себя спокойно и уверенно, пусть закроет глаза, совершит полет по кругу и медленно приземлится на ковер. Когда аэробус летит, ведущий может комментировать полет, обращая внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда увидите, что у детей все получается хорошо, можно запускать два аэробуса одновременно.

 

  • «Головомяч»

Помогает развивать навыки сотрудничества и доверия детей друг к другу.

Инструкция для детей: «разбейтесь на пары и ложитесь на ковер друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой напарника. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, станьте сначала на коленки, а потом на ноги. Пройдитесь, удерживая мяч,  по комнате».

Для детей 4-5 лет правила упрощаются: исходное положение - сидя на корточках или стоя на коленках.

 

  • «Тух-тиби-дух»

Игра направлена на снятие агрессивных настроений и восстановление сил

Инструкция детям: «Я сообщу по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы он подействовало, нужно сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с  кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить – остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово «тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени  останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

В игре заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слова сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

 

По  материалам  книги Смирновой Т.П. «Психологическая  коррекция  агрессивного  поведения  детей».

 

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ