Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Выход в семью

Библиотека

Выход в семью

«Выход в семью»

(Инструкция для специалиста по социальной работе)

 

Осуществление визитов в семью – не что иное, как реализация процесса планируемых изменений (каждая фаза которого имеет собственные задачи и содержание).

 

Целесообразность выхода специалиста по социальной работе в семью определяется тремя основными факторами:

  1. Обращением кого-либо из членов семьи за социальной поддержкой.
  2. Запрос каких-либо структур на составление доклада о социальной оценке семьи.
  3. Реализацией мероприятий в рамках индивидуальной программы помощи семье.

 

Выход специалиста в семью может быть осуществлён с целью обследования материально-бытовых условий, сбора и оценки информации; если же работа с семьёй идёт по индивидуальному плану, то с целью знакомства и вовлечения семьи в процесс реабилитации, сбора и анализа информации, планирования и заключения соглашений, а также вмешательства и контроля, если того требует ситуация (угроза жизни и здоровью несовершеннолетних).

Стратегиями взаимодействия с семьёй в процессе совершения выходов могут быть: уход и компромисс, сотрудничество и соперничество, приспособление к семье и контроль. В качестве основания для их выбора выступает характер семьи, а также способность следовать собственным целям.

Особое внимание следует уделить первому визиту, так как от него зависит вся дальнейшая работа с семьёй.

Задача первого визита:

  1. Представьтесь, будьте доброжелательным, спокойным, уверенным в себе.
  2. При условии, что вы или семья не готовы к содержательной части диалога, не спешите (иногда первый визит может быть просто знакомством). В этом случае договоритесь о времени следующего визита и распрощайтесь.
  3. Содержательная часть:
  • спросите, в какой помощи семья нуждается в данный момент и согласна ли она сотрудничать. Помните, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным;
  • обязательно проверьте, как члены семьи вас поняли;
  • узнайте, каким семья видит ваше сотрудничество, оцените качество контакта с семьей.
  1. Выслушайте ответы и примите их. Запомните, что ответы семьи могут вам не понравиться, но они должны быть для вас “основой” будущего диалога.

 В результате первого индивидуального собеседования специалист собирает информацию:

  • состав семьи (дата рождения);
  • паспортные данные;
  • занятость (место работы, учебы);
  • наличие права на социальную помощь, услуги, льготы;
  • жилищно-бытовые условия;
  • формирует представление о семье, о ее доходе, имущественном положении.

 

Чего не стоит делать во время первого  визита?

  • Не сосредотачивайте особое внимание на проблемах семьи, если семья не готова сама о них говорить.
  • Не говорите, что правильно, а что неправильно, прежде чем не узнаете мнения семьи по  тому или иному вопросу.
  • Не форсируйте события: семья может оказаться неготовой и будет защищаться.
  • Помните, что ваше невербальное поведение (или неготовность принять семью такой, какая она есть) может быть заметно, что затруднит последующую работу.
  • В диалоге с семьей необходимо отмечать многие поведенческие особенности, что в последующем может влиять на реализацию реабилитационных мероприятий.

При возникновении напряженной ситуации во время визита:

  • приостановите обсуждение темы;
  • начните активное слушание сторон;
  • сохраняйте спокойствие;
  • проанализируйте возможность переместить кого-то из членов семьи или удалить на время, особенно если их агрессивность направлена друг против друга;
  • беседуйте индивидуально с каждым членом семьи (если это необходимо);
  • покиньте семью, если ты считаете, что ситуация становится физически опасной или семья просит Вас об этом.

 

По материалам методического сборника «Социальный патронаж в системе социального обслуживания ГУ ЦСПСД г. Арзамаса»

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ