При финансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Учимся дружить в детском саду!
Автор: Садрова Динара Канафеевна, Педагог
Три года считается возрастом начала социализации. Это значит, что малыш выходит в мир и строит там свои отношения, учиться дружить, отстаивать себя и проявляться. Конечно, все это время малыш не сидел дома, он тоже выходил на улицу, тоже гулял с детьми. Но – он был мамин, и отношения строил – через маму. В три года малыш психологически отделяется от мамы. Поэтому он строит отношения «от себя», отвечает «сам за себя». Сложность состоит в том, что амбиции в общении у малыша большие, а способов общаться – мало.
Часто именно в три года родители отдают кроху в детский сад. И там малыш сталкивается с ситуацией, в корне отличной от привычной для него. Раньше, на площадке, он был с мамой, и каждый другой карапуз тоже был с мамой, или с бабушкой, или с папой. Если что-то случалось, каждый из них мог подойти к своему взрослому, прижаться к нему, получить поддержку, сделать перерыв в общении с другими детьми.
Теперь, в детском саду, где много детей, и одна воспитательница, каждый из детей сам по себе. С каждым из них могут быть разные отношения. Этих отношений много, а поддержки взрослого гораздо меньше, чем раньше. Не всегда можно сделать перерыв в интенсивном общении, «прийти в себя». С другой стороны, все дети впервые дни, а то и недели пребывания в детском саду, грустят о маме, ждут ее прихода, то есть, погружены в свои переживания.
Многие родители считают, что ребенок, посещающий детский сад, автоматически учится там дружить. На самом деле, это не совсем так. Давайте остановимся на этом вопросе поподробнее. Дружить – достаточно сложное умение. Прежде всего, для дружбы нужна гибкость. В дружбе нужно уметь уступать, с одной стороны, и предлагать свое мнение – с другой.
Для малышей трех лет эта задача чрезвычайно сложная. Чтобы научиться быть гибким, нужно, чтобы дружественный взрослый показывал способ преодоления конфликта. То есть, взрослый выступает примером гибкости в общении. Постепенно, от ситуации к ситуации ребенок учится сам находить варианты решения сложных ситуаций, и сам становится гибче в общении.
Получается, что основная роль научить малыша дружить и общаться с детками принадлежит семье. А детский сад – тренировочная площадка для умения дружить.
Для того, чтобы строить свои отношения в детском саду, нужно чувствовать себя в безопасности, быть уверенным, что мама придет и заберет, и быть уверенным в ее любви. Наверно, это странно звучит для нас, взрослых. Ведь понятно же, что мама и папа любят своего ребенка. Для малыша же эти вопросы стоят очень остро, забирают все его внимание. Получается, если малыш не уверенный в своих отношениях с мамой, не может дружить с другими детьми.
Важно, чтобы мама или папа не убегали от ребенка, пока воспитательница отвлекает его. Ритуал – это повторяющиеся раз от раза действия. Например, при прощании мама обнимает малыша, он целует маму в щечки, потом малыш идет к окну и машет маме рукой, а мама машет ему уже с улицы. Важно сказать малышу точно, когда вы придете за ним, на понятном для ребенка языке. Например, «вы поиграете, погуляете, и я приду за тобой» или «я вернусь, когда ты поспишь и проснешься». И обязательно выполнить своё обещание.
Дайте малышу время привыкнуть к вам. И самое главное, покажите, что вы его любите так же, как и раньше. Малыш почувствует это, если при встрече вы посмотрите ему в глаза с любовью, обнимите его, скажите, что вы все время думали о нем, пока вас не было.
Помните, что вы являетесь примером для малыша, как именно вести себя с другими детьми. Узнайте, как зовут каждого из детей в группе. Вы можете здороваться с ними, поговорить во время прихода и ухода из детского сада.
По дороге домой хорошо обсуждать, кто с кем сегодня играл, кто, в чем пришел, кто как себя вел. Называя имена детей, описывая разные ситуации в садике (прогулка, сон, занятия, игры, одевание и раздевание), вы помогаете вашему малышу сделать их более предсказуемыми, вы «проживаете» их вместе с малышом. Сталкиваясь с реальными ситуациями в детском саду, малыш оказывается готов к ним, а значит, более уверен.
Важно, чтобы связи, которые были у малыша до детского сада, оставались стабильными. Это даст малышу точку опоры, ощущение, что «все в порядке». К тому же во время общения на площадке или в Клубе, например, вы находитесь рядом с малышом, и можете показать ему вариант решения ситуации.
Чувствуя поддержку со стороны родителей, малыш скорее научиться проявлять себя и гибко строить отношения в новой для себя ситуации – в детском саду!
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью характеризуется нарушениями со стороны внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Кроме того, для большинства детей с этим синдромом характерны недостатки координации движений, несформированность мелкой моторики (что выражается в двигательной неловкости, неуклюжести). У детей возникают сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, использовании ножниц, освоении навыков рисования и письма.
Симптомы СДВГ, как правило, отмечаются окружающими ребенка взрослыми ещё в дошкольном возрасте. Родители замечают в своих детях беспокойность, навязчивость, эмоциональная неустойчивость, недисциплинированность, неаккуратность, упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Таким детям очень трудно ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, оказывать помощь родителям. При этом замечания и наказания не приводят к желаемым результатам. Когда ребенок становится старше и поступает в школу, у него возникают более серьезные сложности и новые конфликты: трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость сочетаются с неуверенностью в себе и заниженной самооценкой, наблюдаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками и учителем, усиливаются нарушения поведения.
Именно в школьные годы чаще всего обнаруживаются нарушения внимания в связи с повышением требований к процессу обучения. При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития. Тем не менее, во время уроков им сложно справиться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы. Такие дети очень скоро выключаются из процесса выполнения задания. Их письменные работы выглядят неряшливо и пестрят ошибками, которые могут быть результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или простого угадывания ответа без анализа всех возможных вариантов.
Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Их избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки. Причем многие родители считают, что подобное поведение – следствие избытка энергии. Но беготня для гипердинамического ребенка – это именно разрядка, а вовсе не активность. Гиперактивность проявляется не просто избыточной двигательной активностью (которая отмечается даже в часы сна), но также беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующих усидчивости. Существует возрастная динамика проявления гиперактивности: пик ее приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства (крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно что-то теребит руками, трясет ногами).
Импульсивность обычно наблюдается у гиперактивных детей, как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении школьных заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, не выслушивая их до конца. Он может без разрешения учителя вставать со своего места в классе, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом людей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Нарушения внимания проявляются в трудностях его удерживания (ребенок несобран, не может самостоятельно довести выполнение задания до конца, неспособен более нескольких минут сосредоточиться на неоднократно повторяющейся, трудной, не приносящей сиюминутного удовлетворения деятельности), выраженной отвлекаемости, с частыми переключениями с одного занятия на другое.
К подростковому возрасту гиперактивность у детей с синдромом дефицита внимания значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. При этом возможно нарастание нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости.
Всем родителям мы желаем оптимизма и терпения, надеемся что наша статья поможет Вам.