Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Учимся дружить в детском саду!

Библиотека

Учимся дружить в детском саду!

Автор: Садрова Динара Канафеевна, Педагог

Три года считается возрастом начала социализации. Это значит, что малыш выходит в мир и строит там свои отношения, учиться дружить, отстаивать себя и проявляться. Конечно, все это время малыш не сидел дома, он тоже выходил на улицу, тоже гулял с детьми. Но – он был мамин, и отношения строил – через маму. В три года малыш психологически отделяется от мамы. Поэтому он строит отношения «от себя», отвечает «сам за себя». Сложность состоит в том, что амбиции в общении у малыша большие, а способов общаться – мало.

Часто именно в три года родители отдают кроху в детский сад. И там малыш сталкивается с ситуацией, в корне отличной от привычной для него. Раньше, на площадке, он был с мамой, и каждый другой карапуз тоже был с мамой, или с бабушкой, или с папой. Если что-то случалось, каждый из них мог подойти к своему взрослому, прижаться к нему, получить поддержку, сделать перерыв в общении с другими детьми.

Теперь, в детском саду, где много детей, и одна воспитательница, каждый из детей сам по себе. С каждым из них могут быть разные отношения. Этих отношений много, а поддержки взрослого гораздо меньше, чем раньше. Не всегда можно сделать перерыв в интенсивном общении, «прийти в себя». С другой стороны, все дети впервые дни, а то и недели пребывания в детском саду, грустят о маме, ждут ее прихода, то есть, погружены в свои переживания.

Многие родители считают, что ребенок, посещающий детский сад, автоматически учится там дружить. На самом деле, это не совсем так. Давайте остановимся на этом вопросе поподробнее. Дружить – достаточно сложное умение. Прежде всего, для дружбы нужна гибкость. В дружбе нужно уметь уступать, с одной стороны, и предлагать свое мнение – с другой.

Для малышей трех лет эта задача чрезвычайно сложная. Чтобы научиться быть гибким, нужно, чтобы дружественный взрослый показывал способ преодоления конфликта. То есть, взрослый выступает примером гибкости в общении. Постепенно, от ситуации к ситуации ребенок учится сам находить варианты решения сложных ситуаций, и сам становится гибче в общении.

Получается, что основная роль научить малыша дружить и общаться с детками принадлежит семье. А детский сад – тренировочная площадка для умения дружить.

Как помочь малышу не беспокоиться и начать дружить с другими детьми в детском саду?

Для того, чтобы строить свои отношения в детском саду, нужно чувствовать себя в безопасности, быть уверенным, что мама придет и заберет, и быть уверенным в ее любви. Наверно, это странно звучит для нас, взрослых. Ведь понятно же, что мама и папа любят своего ребенка. Для малыша же эти вопросы стоят очень остро, забирают все его внимание. Получается, если малыш не уверенный в своих отношениях с мамой, не может дружить с другими детьми.

Ритуал прощания с малышом поможет карапузу меньше тревожиться

Важно, чтобы мама или папа не убегали от ребенка, пока воспитательница отвлекает его. Ритуал – это повторяющиеся раз от раза действия. Например, при прощании мама обнимает малыша, он целует маму в щечки, потом малыш идет к окну и машет маме рукой, а мама машет ему уже с улицы. Важно сказать малышу точно, когда вы придете за ним, на понятном для ребенка языке. Например, «вы поиграете, погуляете, и я приду за тобой» или «я вернусь, когда ты поспишь и проснешься». И обязательно выполнить своё обещание.

Поведение мамы при встрече с малышом

Дайте малышу время привыкнуть к вам. И самое главное, покажите, что вы его любите так же, как и раньше. Малыш почувствует это, если при встрече вы посмотрите ему в глаза с любовью, обнимите его, скажите, что вы все время думали о нем, пока вас не было.

Общение мамы с другими детьми

Помните, что вы являетесь примером для малыша, как именно вести себя с другими детьми. Узнайте, как зовут каждого из детей в группе. Вы можете здороваться с ними, поговорить во время прихода и ухода из детского сада.

Сделать ситуации узнаваемыми

По дороге домой хорошо обсуждать, кто с кем сегодня играл, кто, в чем пришел, кто как себя вел. Называя имена детей, описывая разные ситуации в садике (прогулка, сон, занятия, игры, одевание и раздевание), вы помогаете вашему малышу сделать их более предсказуемыми, вы «проживаете» их вместе с малышом. Сталкиваясь с реальными ситуациями в детском саду, малыш оказывается готов к ним, а значит, более уверен.

Продолжить общение со знакомыми детьми в знакомой ситуации.

Важно, чтобы связи, которые были у малыша до детского сада, оставались стабильными. Это даст малышу точку опоры, ощущение, что «все в порядке». К тому же во время общения на площадке или в Клубе, например, вы находитесь рядом с малышом, и можете показать ему вариант решения ситуации.

Чувствуя поддержку со стороны родителей, малыш скорее научиться проявлять себя и гибко строить отношения в новой для себя ситуации – в детском саду!

Что делать если у вашего ребёнка синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью характеризуется нарушениями со стороны внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Кроме того, для большинства детей с этим синдромом характерны недостатки координации движений, несформированность мелкой моторики (что выражается в двигательной неловкости, неуклюжести). У детей возникают сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, использовании ножниц, освоении навыков рисования и письма.

Симптомы СДВГ, как правило, отмечаются окружающими ребенка взрослыми ещё в дошкольном возрасте. Родители замечают в своих детях беспокойность, навязчивость, эмоциональная неустойчивость, недисциплинированность, неаккуратность, упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Таким детям очень трудно ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, оказывать помощь родителям. При этом замечания и наказания не приводят к желаемым результатам. Когда ребенок становится старше и поступает в школу, у него возникают более серьезные сложности и новые конфликты: трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость сочетаются с неуверенностью в себе и заниженной самооценкой, наблюдаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками и учителем, усиливаются нарушения поведения.

Именно в школьные годы чаще всего обнаруживаются нарушения внимания в связи с повышением требований к процессу обучения. При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития. Тем не менее, во время уроков им сложно справиться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы. Такие дети очень скоро выключаются из процесса выполнения задания. Их письменные работы выглядят неряшливо и пестрят ошибками, которые могут быть результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или простого угадывания ответа без анализа всех возможных вариантов.

Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Их избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки. Причем многие родители считают, что подобное поведение – следствие избытка энергии. Но беготня для гипердинамического ребенка – это именно разрядка, а вовсе не активность. Гиперактивность проявляется не просто избыточной двигательной активностью (которая отмечается даже в часы сна), но также беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующих усидчивости. Существует возрастная динамика проявления гиперактивности: пик ее приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства (крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно что-то теребит руками, трясет ногами).

Импульсивность обычно наблюдается у гиперактивных детей, как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении школьных заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, не выслушивая их до конца. Он может без разрешения учителя вставать со своего места в классе, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом людей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Нарушения внимания проявляются в трудностях его удерживания (ребенок несобран, не может самостоятельно довести выполнение задания до конца, неспособен более нескольких минут сосредоточиться на неоднократно повторяющейся, трудной, не приносящей сиюминутного удовлетворения деятельности), выраженной отвлекаемости, с частыми переключениями с одного занятия на другое.

К подростковому возрасту гиперактивность у детей с синдромом дефицита внимания значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. При этом возможно нарастание нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости.

Как помочь ребенку с синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

  • Важна стабилизация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками, чтобы предупредить возникновение конфликтных ситуаций. Возможно, для решения этой непростой проблемы будет лучше обратиться за помощью к специалисту. Ведь часто в семье, где растет гиперактивный ребенок, вокруг него возникает излишнее напряжение, образуется замкнутый круг, из которого с каждым годом все труднее выбраться.
  • Улучшение состояния ребенка с СДВГ зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от позитивного, уравновешенного и последовательного отношения к нему. Родителям необходимо понять и принять своего ребенка таким, какой он есть: его поступки не являются умышленными, и в силу своих личностных особенностей он не в состоянии управлять возникающими сложными ситуациями. Понимать, что происходит с ребенком, должны все без исключения члены семьи, чтобы придерживаться единой тактики воспитания. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать крайностей: проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, и предъявления повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить с другой. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на его сверстников.
  • Необходимо избегать переутомления ребенка, связанного с избыточным количеством впечатлений, чрезмерных раздражителей. Не следует ходить с ребенком без острой необходимости в места массовых скоплений людей – рынки, гипермаркеты, шумные компании; во время игр со сверстниками желательно ограничивать малыша лишь одним партнером.
  • Не жалейте усилий на то, чтобы сформировать у ребенка навыки послушания, аккуратности, самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые дела; развить у него чувство ответственности за собственные поступки. Гиперактивному ребенку как воздух необходим строгий режим дня, осуществляемый ежедневно и неизменно, олицетворяющий постоянство условий существования.
  • Для того чтобы добиться улучшения концентрации внимания при выполнении домашних заданий, для ребенка необходимо найти в квартире тихое место с минимальным количеством отвлекающих и раздражающих факторов. В процессе подготовки школьных уроков один из родителей должен заглядывать в комнату ребенка, чтобы убедиться в том, что он продолжает работать. Через каждые 15-20 минут разрешайте ребенку встать из-за стола, двигаться около 5 минут, а затем вернуться к урокам.
  • Эффективный способ напоминания для детей с нарушениями внимания, памяти и трудностями самоорганизации – это развешивание специальных листов-памяток. Выберите два наиболее важных дела в течение дня, которые ребенок может успешно выполнить. После этого напишите напоминания об этих делах на листах. Листы вывешиваются на специальной «доске объявлений» в комнате ребенка или, как вариант, на холодильнике. На листах-памятках полезно дать информацию не только в письменной, но и в наглядно-образной форме, т.е. можно сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел (например, «Помой посуду» – изображение тарелки). После выполнения соответствующего поручения ребенок должен сделать на листе специальную пометку.
  • Еще один способ воспитания навыков самоорганизации – применение цветовой маркировки. Например, если для занятий по разным школьным предметам завести тетради определенных цветов (зеленые по природоведению, красные по математике, синие по письму), то в дальнейшем их легче находить. Когда тетрадь будет закончена, ее можно положить в папку такого же цвета. При необходимости это поможет без лишних временных затрат найти записи по ранее пройденному учебному материалу.
  • Правила поведения, которые предлагаются ребенку, должны быть простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время на их выполнение. Ему объясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. Наоборот, невыполнение правил повлечет за собой санкцию (временная отмена привлекательных для ребенка занятий: катания на велосипеде, просмотр телепередачи, любимой игры). Обсуждайте с ребенком его поведение и высказывайте замечания спокойно и доброжелательно.
  • Для развития тонкой моторики и общей организации движений полезно включать гиперактивных детей в занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ (но не силовой борьбой, боксом – т.к. они потенциально травматичны, а непосредственный телесный контакт приводит к перевозбуждению).
  • Добивайтесь повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

Всем родителям мы желаем оптимизма и терпения, надеемся что наша статья поможет Вам.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ