Региональная программа Нижегородской области

«Бесстрашное детство»

http://бесстрашное-детство.рф


Программы, статьи

Метод «Сеть социальных контактов» как технология работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Автор: Еремеева Анна Андреевна, Психолог

Сегодня  одной  из  эффективных  технологий  социальной  работы  является  «сеть  социальных  контактов».  Само  понятие  было  введено  в  середине  1950-х  английским  антропологом  Джоном  А.  Барнсом.  Эта  технология  отработана  шведскими  специалистами  и  в  настоящее  время  внедряется  во  многих  городах  России.  Метод  «сеть  социальных  контактов»  -  это  путь  к  решению  проблемы  клиента  через  его  социальное  окружение  (семья,  друзья,  родственники).  Работа  с  сетью  социальных  контактов  –  это  решение  проблем  отдельно  взятого  человека  через  его  взаимоотношения  с  людьми.  Также,  данная  технология  –  это  эффективный  способ  обнаружить  и  активизировать  тот  потенциал  и  те  ресурсы,  которые  имеются  в  окружении  ребенка  в  данный  момент  или  были  в  его  прошлом. 

Данная  методика  применяется  в  следующих  случаях:  кризис  и  конфликты  в  семье;  жестокое  обращение  с  ребенком;  уходы  ребенка  из  дома;  отказ  родителей  или  опекунов. 

Основной  принцип  работы  специалистов  с  детьми  и  их  семьями  по  данному  методу  заключается  в  возвращении  ребенка  в  семью,  как  наиболее  желаемую  форму  его  жизнеустройства.

Технология  проводится  в  несколько  этапов. 

Предварительный  этап  начинается  с  момента  поступления  ребенка  в  учреждение,  может  занимать  разные  промежутки  времени  (в  зависимости  от  ситуации  и  личности  ребенка)  и  быть  достаточно  незаметной  со  стороны,  так  как  главной  задачей  становится  установление  контакта  и  доверительных  отношений  ребенка  со  специалистом  по  социальной  работе  (социальным  педагогом,  психологом). 

Далее,  происходит  сетевая  диагностика,  которая  содержит  в  себе  составление  карты  социальных  связей  (даёт  представление  о  том,  кто  конкретно  входит  в  окружение  ребенка  и  как  он  описывает  свои  отношения  с  каждым  из  этих  лиц).  Специалист  и  ребенок  совместно  составляют  карту  при  условии,  если  мотивация  на  эту  работу  состоялась.  Ребенок  получает  подробную  инструкцию  по  составлению  сетевой  карты.   

  Нужно  отметить,  что  вопрос  о  мотивации  касаемо  данного  этапа  и  технологии  в  целом  сегодня  актуален  как  никогда.  Специалисты  говорят,  что  не  всегда  удаётся  привлечь  семью  для  решения  проблемы  этим  способом.  Когда  ребенок  находится  в  приюте,  специалистам  легче  собрать  группу,  организовать  работу,  и,  как  ни  странно,  легче  объяснить  преимущества  данного  метода.  Находясь  же  в  Центре  социальной  помощи  семье  и  детям,  родителей  и  детей  почти  невозможно  замотивировать  на  использование  этого  метода,  в  связи  с  тем,  по  словам  специалистов,  что  в  центре  –  полустационарное  обслуживание  и  собрать  группу  –  достаточно  сложная  задача,  требующая  особых  усилий  со  стороны  специалистов  по  социальной  работе. 

  Третий  этап  –  это  приглашение  на  встречу.  Ребенку  предлагают  встретиться  с  его  ближайшим  окружением,  чтобы  все  значимые  для  него  люди  сообща  могли  принять  участие  в  решении  его  проблемы.  Для  этого  координатор  встречи  связывается  с  каждым  будущим  участником  встречи,  рассказывает  ему  о  сути  проблемы  ребенка,  о  том,  что  данное  лицо  отмечено  ребенком  как  значимое  в  его  жизни,  о  том,  что  будет  организована  встреча  ближайшего  окружения,  где  данная  проблема  будет  решаться  сообща  всеми  значимыми  людьми,  представляет  список  приглашенных  и  передает  приглашение  на  встречу,  в  котором  указано:  тема,  дата,  время,  место  проведения,  продолжительность,  данные  о  координаторе  и  ведущем  встречи. 

Далее  –  проведение  сетевой  встречи.  Работа  с  социальной  сетью  подразумевает,  что  специалисты  центра  предоставляют  свои  профессиональные  знания  в  распоряжение  людей,  обратившихся  за  помощью  в  центр.  В  практике  отношений  в  обществе  сложилось  так,  что  очень  немногие  выслушивают  оказавшихся  «за  бортом»  жизни  людей.  Близкие  их  уже  не  слушают,  у  них  появляется  такое  чувство,  что  никому  не  нужны;  то,  что  они  говорят,  не  важно  для  окружающих.  Часто  это  приводит  к  тому,  что  они  становятся  агрессивны,  стараются  говорить  громко,  кричать,  но  в  результате  еще  меньше  людей  прислушиваются  к  тому,  что  они  говорят.  Поэтому  специалист,  работающий  с  сетью  социальных  контактов  ребенка,  должен  уметь  показать,  что  у  него  и  у  тех  людей,  с  которыми  он  работает,  есть  что  сказать  друг  другу  на  встречах,  организованных  для  того,  чтобы  социально  депривированные  люди  смогли  вызвать  друг  друга  на  разговор  и  смогли  бы  общаться  с  представителями  властей,  имеющих  к  ним  то  или  иное  отношение.

Организация  таких  встреч  в  рамках  социальной  сети  поначалу  может  быть  сопряжена  с  трудностями:  недостаточная  мотивация  на  участие  во  встрече,  отсутствие  позитивного  начала  в  разрешении  трудной  жизненной  ситуации.  В  ходе  встреч  обычно  возникает  много  конфликтов  между  участниками,  и  перед  ведущими  встречи  встает  задача  найти  конструктивные  подходы  к  происходящему.

Работа  после  сетевой  встреч  –  заключается  в  реализации  тех  позитивных  и  конструктивных  решений,  предложений,  найденных  в  процессе  встречи.  В  эту  работу  включаются  уже  не  только  специалисты  и  чиновники  по  долгу  службы,  но  и  лично  заинтересованные  участники  социальной  сети:  родственники,  друзья,  соседи  и  т.д.  Опыт  работы  по  данной  методике  показывает,  что  иногда  самое  трудное  начинается  именно  после  встречи,  так  как  это  требует  мобилизации  и  сохранения  внутренних  сил  окружения  ребенка  и  его  семьи.

Метод  позволяет  и  специалистам,  и  семье  добиваться  положительных  результатов,  изменить  отношения  внутри  социального  окружения  семьи,  реально  сокращать  сроки  пребывания  детей  в  социальных  учреждениях  и  предотвращать  саму  возможность  попадания  ребенка  в  социальный  приют  или  центр,  способствует  профилактике  социального  сиротства.  Не  менее  важной  представляется  и  проблема  равной  ответственности  родителей  и  общества  за  судьбу  ребенка,  что  в  конечном  итоге  способствует  развитию  гражданского  общества  в  целом.