Региональная программа Нижегородской области
http://бесстрашное-детство.рф
Сценарий развлечения «Правовая карусель» (возраст детей 5-7 лет)
Автор: Нелюбова М.Г., Социальный педагог
Цель: содействие развитию правового сознания у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Оформление: празднично украшенный шарами зал, выставка рисунков детей «Дети имеют право».
Оборудование: импровизированная карусель (обруч с лентами, на каждой ленте табличка с названием того или иного права), ростовые куклы Мальвины и Буратино, бумажные монетки с буквой «Я», календарь, свидетельство о рождении ребенка, Конвенция и правах ребенка, доска и мел.
Ход развлечения:
Воспитатель:
Доброе утро, доброе утро!
Вас приглашает на праздник сегодня
Карусель, карусель счастливого детства!
На каждой ленточке ваши права
И очень хорошие есть тут слова!
В каждом оконце солнышка свет!
Грустных и хмурых ребят тут нет!
Входит Ребенок с ростовой куклой Буратино.
Буратино: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Из какой я сказки?, Я сбежал от моей учительницы Мальвины, надоела, учит, учит… Вот книженцию нашёл какую- то, не знаете, что это такое? (календарь) А почему в календаре, одни числа- черные, а другие - красные?
(Дети отвечают, что красные числа - это праздники, а черные числа- это будни)
Буратино: Я думаю, что все эти праздники придуманы для взрослых. А есть ли праздники для детей?
(Дети называют праздники, в том числе 1 июня- День защиты детей)
Буратино: Какие вы, молодцы! Но до этого праздника еще далеко! Что же нам делать? Кажется, я придумал! Давайте устроим праздник прямо сегодня, сейчас? Вот и карусель ваша пригодится она такая яркая и красивая, что хочется танцевать вокруг неё!
Воспитатель под музыку демонстрирует карусель, держа ее над головой и кружась.
Воспитатель: А карусель у нас, Буратино, не простая!
Буратино: А какая? Золотая что ли?
Воспитатель: Нет не золотая, а правовая, в ней история Конвенции прав ребёнка, вот послушай:
«Вы знаете, что люди появились на Земле много лет назад. Тогда же появились главные вопросы: «Что могут делать дети, что не могут? Что они обязаны делать и, что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют? » Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путём переговоров. В результате появилась книга «Конвенция прав ребёнка». И сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях. Чтобы стать полноправным членом общества нужно знать свои права».
Буратино: Ну, вот и вы меня учить собираетесь, только сбежал от этой умной Мальвины. Учат все, учат! А когда на карусели будем кататься?
Педагог: Мы тебя Буратино учить не будем, наши ребята знают свои права, и сегодня мы их вспомним.
Буратино: Ну, я, кажется, начинаю понимать! Одно из прав спрятано у меня в кармане! Есть у меня 7 золотых монет, а на них буква Я. (Находит монеты в кармане, открывает, достает 7 м с монеток с буквой "Я" выкладывает их на доске)
Смотрите ребята, что получилось! (Дети отвечают: семья).
Воспитатель: предлагает покататься на карусели и найти табличку с надписью «Право на семью».
Ребенок:
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель: Правильно ребята, каждый из вас имеет право жить в счастливой и полной семье. Я знаю игру о семье, играть в неё надо пальчиками, давайте попробуем вместе.
Пальчиковая игра "Моя семья"
Раз, два, три, четыре!
Кто живет в моей квартире? Хлопки на счет
Раз, два, три, четыре, пять
Всех могу пересчитать! Хлопки на счет
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка, мой щегол, сверчок и я. Вот и вся моя семья! (Поочередное загибание пальчиков).
Воспитатель: Совершенно верно, но у каждого члена семьи есть еще и обязанности. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?
(Ответы детей: убрать игрушки после игры, заправить постель, помочь маме в уборке дома, слушаться родителей и др.)
Заходит Мальвина.
Мальвина: Здравствуйте дети! Вот ищу я Буратино, он опять сбежал с урока! Вот ты где! Я уже и не знала, где тебя искать! Немедленно отправляйся на урок.
Буратино: Не ругайся, Мальвина, посмотри как тут весело, сегодня мы между прочим здесь не только веселимся, а и очень полезные уроки про правам ребёнка изучаем.
Мальвина: Дорогой мой Буратино, я знаю права ребёнка и их обязанности, вот например (находит на карусели символ «Право на образование»)
Есть в конвенции ООН
Вот такой закон:
Всех детей учить должны,
Детям знания нужны!
Это знать должны все дети,
И все люди на планете!
А ты, Буратино, учиться не хочешь! Ребята, вы меня простите, я с вами даже не познакомилась. Я- Мальвина, а вас как зовут? (Дети отвечают все вместе). Ничего не поняла, Скажите каждый свое имя, ведь каждый ребенок имеет право на имя.
Мальвина предлагает найти нужную табличку на карусели.
Воспитатель: Давайте расшифруем одно из ваших имен, например Никита, какой он? (Дети называют прилагательные, Мальвина записывает слова на доске)
Записывает на доске:
Н – неподражаемый
И – интересный
К – кроткий
И - интеллигентный
Т - талантливый
А - активный, аккуратный
Воспитатель: Вот видишь, Никита, какой ты у нас. А теперь давайте поиграем.
Игра «Ласковое имя» (дети передают друг другу мяч и называют соседа ласковым именем)
Игра «Полное имя» (воспитатель бросает мяч, называя его по имени, а рёбёнок, возвращает мяч, произнося свою фамилию, имя и отчество)
Воспитатель: При рождении все дети нашей страны получают документ. Как он называется? Правильно, "Свидетельство о рождении".
(Показывает "Свидетельство о рождении) Этот документ подтверждает ваше имя, место твоего рождения, статус гражданина России.
Предлагает найти на карусели табличку с надписью «Право на гражданство» Сейчас ребята прочитают стихи о правах ребёнка, как гражданина России.
Дети:
Права есть у взрослого и у ребенка:
Играть и учиться, мечтать и трудиться
Помочь старику и погладить котенка,
И чистой водой на рассвете умыться
Ребенок имеет право на счастье,
А также в доме укрыться в ненастье
Ребенок имеет право гулять
И воздухом чистым всей грудью дышать
Есть в Конвенции ООН
Вот такой закон:
Всех детей учить должны,
Детям знания нужны
Это знать должны все дети
И все люди на планете
Ребенок должен быть красивым,
Веселым, сильным и счастливым.
Поэтому хочу сказать:
Ребенок должен отдыхать!
Воспитатель: Правильно, ребята, дети должны отдыхать! Какие права ребенка мы не назвали, найдите их на карусели. Предлагаю вам потанцевать и покататься на карусели.