Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Творческая реабилитация – эффективная технология социальной работы с детьми и семьей

Программы, статьи

Творческая реабилитация – эффективная технология социальной работы с детьми и семьей

Основная  цель  творческой  реабилитации  состоит  в  гармонизации  развития  личности  через  развитие  способности  самовыражения  и  самопознания.  Физическое  и  физиологическое  влияние  творческой  реабилитации  заключается  в  том,  что  творчество  способствует  улучшению  координации,  восстановлению  и  более  тонкому  дифференцированию  идеомоторных  актов.

Творческая  реабилитация  включает  в  себя  комплекс  видов  искусств  –  музыка,  театр,  хореография,  изобразительное  и  прикладное  творчество:  каждое  из  них  занимает  отдельную  нишу,  так  как  развивает  различные  стороны  личности,  поэтому  симбиоз  всех  видов  творчества  является  максимально  благоприятным  для  детей  в  процессе  развития  своей  творческой  личности.

Творческая  реабилитация    может  использоваться  как  в  виде  основного  метода,  так  и  в  качестве  одного  из  вспомогательных  методов.  Выделяют  два  основных  механизма  коррекционного  воздействия,  характерных  для  метода  творческой  реабилитации.

Первый  механизм  состоит  в  том,  что  искусство  позволяет  в  особой  символической  форме  реконструировать  конфликтную  травмирующую  ситуацию  и  найти  её  разрешение  через  переструктурирование  этой  ситуации  на  основе  креативных  способностей  субъекта.  Второй  механизм  связан  с  природой  эстетической  реакции,  позволяющей  изменить  действие  «аффекта  от  мучительного  к  приносящему  наслаждение». 

         

Цели  творческой  реабилитации.

Развитие  художественных  способностей  и  повышение  самооценки.  Побочным  продуктом  социальной  реабилитации  является  чувство  удовлетворения,  которое  возникает  в  результате  выявления  скрытых  талантов  и  их  развития.

Развитие  чувства  внутреннего  контроля.  Работа  над  рисунками,  картинами  или  лепка  предусматривают  упорядочивание  цвета  и  форм.

Дать  социально  приемлемый  выход  агрессии  и  другим  негативным  чувствам.  Художественно-творческая  деятельность  является  безопасным  способом  выпустить  «пар»  и  разрядить  напряжение.

Получение  материала  для  диагностических  заключений.  Содержание  и  стиль  художественных  работ  дают  возможность  получить  информацию  о  человеке.

Выражение  и  прояснение  сильных  переживаний  и  убеждений  с  помощью  невербальных  средств.

Существенное  значение  для  практического  использования  как  базовых,  так  и  прикладных  технологий  творческой  реабилитации,  имеет  психологическая  мотивация  участников  реабилитационного  процесса.  Мотивация  к  деятельности  может  быть  сформирована  у  людей  любой  категории  и  возраста.  Их  желание  и  готовность  активно  участвовать  в  процессе  реабилитации  является  непременным  условием  успеха.  Активность  проявляется  не  только  за  счет  изменений  в  самом  человеке,  но  и  за  счет  изменений  в  окружающей  среде,  способствующей  развитию  личности  и  желанию  активно  в  ней  существовать.  Мотивация  деятельности  индивида  (интересы,  влечения,  психологические  установки,  эмоции  и  т.д.)  видоизменяется  в  процессе  овладения  той  или  иной  технологией,  конкретным  видом  художественного,  технического  или  декоративно-прикладного  творчества.  Мотивы  могут  быть  постоянными  или  временными,  неустойчивыми;  выраженными  крайне  слабо  или,  наоборот,  достаточно  интенсивно;  положительными  или  отрицательными.  Динамика  изменения  мотивации  служит  основанием  для  оценки  реабилитирующего  воздействия  технологии  на  реабилитируемого.  Динамика  развития  мотивации  может  представлять  собой  картину  изменения  его  психологической  установки. 

Психологическая  установка  «ученик».  Ожидание,  переходящее  в  стремление  овладеть  новыми  знаниями,  умениями,  навыками.  Основное  содержание  позиции  –  «я  только  учусь,  а  значит,  не  должен  высовываться».

Психологическая  установка  «ремесленник».  Обладает  достаточным  объёмом  знаний  и  навыков,  хорошо  исполняет  их.  Основное  содержание  позиции  –  «я  знаю  всё,  что  мне  говорят,  советуют,  рекомендуют.  Я  работаю  с  настроением,  я  хороший  работник».

Психологическая  установка  «мастер».  Не  ждет  советов  и  рекомендаций.  Всегда  ищет  и  находит  собственный  стиль  в  творчестве.  Основное  содержание  позиции  –  «я  не  хочу,  как  он  (или  она).  То,  что  рекомендуют  сомнительно». 

Психологическая  установка  «активист».  Я  –  рядом  и  чуть  впереди  основной  массы  наших  ребят.

Психологическая  установка  «лидер».  Я  –  главное  действующее  лицо  в  мастерской  со  всеми  вытекающими  отсюда  последствиями.

Содержание  мотивации  может  быть  различное.  В  практике,  разнообразной  по  формам  и  видам  творческой  деятельности,  индивидуальные  интересы  и  установки  отличаются    широкой  гаммой  проявлений. 

 

Этапы  и  уровни  творческой  деятельности.

Эффективность  творческого  процесса  достигается  определенной  организацией  системы  заданий.  Такая  система  представляется  в  виде  «цепочки  заданий»,  где  результат  предшествующего  действия  становится  средством  реализации  последующего  и  предполагает  формулировку  центрального  творческого  задания,  которое  ориентировало  бы  детей  на  конечный  результат  и  высвечивало  траекторию  движения  к  этому  результату. 

Развитие  творческих  способностей  в  процессе  художественной  деятельности  детей  обеспечивается  соответствующими  этапами  –  определенными  отрезками  времени,  характеризующими  какие-либо  заметные  изменения,  стадии  того  или  иного  процесса.  Обучение  декоративно-прикладному  творчеству  желательно  разбить  на  следующие  этапы:  выявление  уровня  творческих  способностей;  организация  и  проведение  творческих  занятий;  подведение  итогов.  Исходя  из  этого,  можно  выделить  три  этапа  организации  художественно-творческой  деятельности  детей.

 

  • Подготовительный  этап  –  диагностика. 

Осуществляется  в  процессе  изучения  различных  видов  художественно-творческой  деятельности.  Задачи  этапа: 

  • определение  реального  уровня  подготовки  детей;
  • разработка  заданий,  рассчитанных  на  определение  уровня  творческих  способностей;
  • построение  трудового  процесса  с  учетом  роста  информационного  пространства;
  • стимулирование  познавательного  интереса  детей  как  условия  дальнейшего  развития  творческой  личности.

 

  • Основной  этап  –  ориентация  и  обучение.

Протекает  параллельно  с  предыдущим  этапом  с  целью  обеспечить  личностную  включенность  каждого  ребенка  в  процесс  творчества.  Задачи  этапа:

  • воспитание  личности,  умеющей  самостоятельно  принимать  творческие  решения;
  • привлечение  детей  к  совместной  работе,  сотворчеству;
  • знакомство  с  основными  элементами  художественного  творчества.  На  данном  этапе  проводятся  занятия,  неотъемлемой  частью  которых    является  эстетическое  воспитание  через  знакомство  с  окружающей  средой,  традициями  народного  творчества,  что  благоприятно  отражается  на  эмоциональном  развитии  ребенка.

 

  • Творческий  этап  –  закрепление  и  контроль

Осуществляется  с  детьми  в  процессе  дальнейшего  изучения  художественного  и  прикладного    творчества,  выполнения  творческих  работ.  Основная  цель  данного  этапа  –  включение  детей  в  активную  творческую  деятельность.  Заканчивается  обучение    выставкой  творческих  работ.  Задачи  этапа:

  • анализ  полученных  знаний,  умений  и  навыков;
  • самостоятельная  разработка  эскиза  для  творческой  работы;
  • выполнение  творческой  работы.

 

Содержание  и  формы  организации  творческой  деятельности.

Организуя  творческую  деятельность  детей,  важно  четко  её  планировать,  оптимальная  организация  такой  деятельности  предполагает  подбор  заданий,  упражнений  с  постепенным    возрастанием    трудности.  Непременное  условие  –  постепенное  расширение  и  усложнение  деятельности  как  ступеней  активности  детей;  первое  без  второго,  как  и  второе  без  первого  развиваться  не  могут.  Расширение  деятельности  и  исключение  фактора  сложности  неизбежно  приводит  к  адаптации,  затуханию  интереса  как  мощного  стимулятора  активности.  Чтобы  избежать  этого,  важно  правильно  выбрать  форму  и  приемы  организации  творческой  деятельности  детей.  Выбор  форм  организации  зависит  от  целей  и  задач  деятельности,  её  стадий  приемов,  содержания  и  характера,  возрастного  состава  участников.  Выбор  форм  определяется  также  состоянием  материально-технической  базы.  Существуют  различные  формы  организации  творческой  деятельности  детей.

Например,  кружок.  Основная  задача  кружков  –  развитие  художественных  способностей  детей  в  процессе  обучения  средствами  различных  видов  изобразительного    и  прикладного  искусства,  формирование  эстетических  потребностей,  вкуса,  воспитание  интереса  к  искусству.  Кружковая  работа  играет  важную  роль  в  приобщении  детей  прежде  всего  к  традиционному  искусству  народных    промыслов.  Именно  в  условиях  работы  кружка  возможно  целенаправленное  развитие  творческой  инициативы  и  самостоятельности  детей,  что  является  залогом  формирования  склонностей  к  определенной  деятельности.

Каждая  художественная  техника  в  той  или  иной  степени  развивает  у  ребенка  разные  области  руки,  предплечья,  пальцев,  Так,  тонкая  графическая  работа  учит  лучшей  координации  движений,  лепка  развивает  пальцы;  лучшему  освоению  пространства,  объема,  глубины  способствует  работа  с  пластилином,  глиной,  соленым  тестом,  бумагой  (бумагопластика).

Студия  –  объединение  нескольких  кружков.  Здесь  создаются  условия  для  более  широкого  выбора  целенаправленной  работы  с  постепенным  углублением  её  содержания.  Детям  предоставляется  большая  самостоятельность  для  творчества,  простор  для  проявления  своей  инициативы.

Интересным  и  содержательным  видом  организации  творческой  деятельности  является  экскурсия.  Цель  экскурсии  –  полнее  раскрыть  отдельную  тему,  глубже  познакомить  с  видами  изобразительного  и  прикладного  искусства,  дать  ясное  представление  о  специфике  творческой  работы  мастера,  художника. 

Для  ребенка  имеет  большое  значение  видеть  результаты  своего  труда.  Поэтому  немаловажное  значение  имеет  проведение  выставок.  Они  могут  составлять  основу  праздника  с  приглашением  родителей.

Организация  творческой  реабилитации  в  СРЦН  «Ласточка»  основана  на  проведении  коррекционных,  развивающих,  кружковых  занятий,  на  которых  дети  имеют  возможность  реализовать,  развить  свои  творческие  способности.  На  занятиях    у  детей  развиваются  не  только  практические  навыки  и  умения,  осуществляется  тесная  связь  теории  с  практикой.  При  планировании,    выборе  тем  занятий  учитываются  индивидуальные  способности  и  интересы  детей,  что  помогает  положительно  воздействовать  на  их  активность  в  процессе  творчества. 

Большую  роль  играет  организация  творческой  деятельности  в  каникулярный  период.  Выбор  деятельности  для  детей  основан  на  добровольности,  интересе,  удовольствии  и  психологическом  комфорте.  При  данных  условиях  досуг  становится  и  временем  отдыха,  и  временем  саморазвития.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ