Региональная программа Нижегородской области
http://бесстрашное-детство.рф
Методическая разработка социально-педагогического занятия "Разговор по душам"
Цель: Создание благоприятных условий для стимулирования положительных эмоций и развития коммуникативных навыков у подростков.
Задачи:
Участники: несовершеннолетние 11-14 лет
Оборудование: конфеты, копилка, небольшие листочки бумаги, фломастеры, магнитофон, диск с инструментальной музыкой.
Содержание:
1. Организационный момент.
- упражнение “необычное приветствие”: ребятам предлагается поприветствовать “соседа” (того человека, который находится возле него) необычным способом. Например, как здороваются в странах Англии, Индии или показать свой “ритуал” приветствия. Ведущий (педагог) начинает с себя, и так по очереди, не забывая благодарить детей за участие (“спасибо”).
2. Основная часть.
- упражнение “мне нравится…”: на листках бумаги, вырезанных в виде звезды, облака или бейджик детям предлагается написать своё имя в той форме, которая им больше нравится. Например:
По кругу, начиная с ведущего, дети говорят: “мне нравится, когда меня называют не Дмитрий, а Митя, так как это имя мне больше по душе” (приведён пример).
- акция “спешите делать добрые дела”. Детям объявляется, что с данного момента начинает действовать акция “спешите делать добрые дела”, где участие может принять каждый из них. Акция продлится в течение месяца, а по её окончанию будет выбран победитель. Её условия: за данный период времени детям необходимо совершить как можно больше хороших, добрых поступков; написать о них на специально приготовленных педагогом листочках бумаги и положить их в заранее подготовленную и оформленную тем же педагогом копилку – “копилку добрых дел”. В акции могут принимать участие педагоги – записав фамилию ребёнка и его поступок на листке бумаги, опустить его в копилку. По возможности необходимо проверить достоверность добрых поступков детей, правдивы ли они. Детям предлагается прямо сейчас написать, про свой добрый поступок и пополнить “копилку добрых дел”.
- упражнение “волшебная лавка”. Детям предлагается представить, что существует волшебная лавка, в которой есть весьма необычные вещи – качества человека. Учащимся предлагается выступить в роли покупателя, в роли продавца выступает непосредственно сам педагог, который предлагает обменять одни отрицательные качества на другие – положительные. В качестве положительного качества личности человека будет являться сладкая конфета, которая сама по себе вызывает у детей положительные эмоции.
- игра “путаница”. Учащимся предлагается возможность поиграть в очень известную, распространенную игру и немного подвигаться. Выбирают одного водящего (можно двух – пару), который выходит за пределы комнаты и ждёт, когда его позовут. Остальные учащиеся берутся за руки, образуя круг. Не разжимая рук, они стараются “запутаться” как можно сложнее, после чего зовут водящего. Например: “Игорь, распутай нас!”
- упражнение “релаксация”. После выполненных упражнений и игр детям предлагается расслабиться. Сесть удобнее, закрыть глаза. Звучит спокойная музыка, можно использовать сборник инструментальной музыки “Одинокий пастух”. Педагог тихо, спокойно произносит следующие слова: “вдохните глубоко воздух, прислушайтесь к своему дыханию, к биению своего сердца... Представьте, что ваше тело – это лёгкая пушинка.…Сейчас вы находитесь в горах, поднимаетесь вверх и вот вы уже на вершине высокой горы. Ваше тело становится всё легче и легче, как пух, вы летите. Вы парите в небе, нежно припекает солнышко, лёгкий ветерок нежно ласкает вас, вы наслаждаетесь полётом… Затем вы постепенно возвращаетесь назад. Вы глубоко вдыхаете, прислушиваетесь к своему дыханию и биению сердца, открываете глаза”. Педагог спрашивает у детей об их состоянии.
3. Заключительная часть.
- упражнение “рефлексия”.
Педагог предлагает учащимся по очереди высказать своё мнение о занятие, что нового они узнали о себе, какие моменты занятия, упражнения, игры им понравились больше, что было трудно выполнить ребятам. Таким образом, педагог подводит итог прошедшего занятия, выявляет положительные и отрицательные моменты.
Примечание: педагогу необходимо ознакомить учащихся с определёнными правилами занятия (не перебивать друг друга; не смеяться над мнением другого человека, а уважать его; правило “здесь и теперь” и другие), которые он, педагог, должен разработать. Так же предупредить учащихся о технике безопасности, которая необходима при проведении подвижных игр. Педагог должен непосредственно сам принимать участие в упражнениях и играх совместно с детьми, а не быть пассивным наблюдателем. Если ребёнок отказывается отвечать на вопросы, участвовать в упражнениях, то не заставлять его это делать. Наглядные материалы должны быть красочными и эстетичными, а само занятие логически выстроено (одни упражнения предшествовали другим и плавно переходили друг в друга).