Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Место творческой деятельности в социально-реабилитационном процессе

Программы, статьи

Место творческой деятельности в социально-реабилитационном процессе

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних создан с целью предоставления социальных услуг несовершеннолетним из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию или социально опасное положение, их социальной адаптации и реабилитации. Поведение несовершеннолетних данной категории характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками и взрослыми, - все это накладывает свой отпечаток на еще не сформировавшуюся личность ребенка. Учитывая все эти факторы, необходимо тщательно и осторожно подходить к социально-реабилитационному процессу с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку, обеспечению оптимальной для него нагрузки и охраны здоровья.

Используя в своей работе возможности личностно-ориентированного подхода, воспитателю необходимо направлять свои усилия на моделирование и построение такой воспитательно-реабилитационной системы в группе, которая будет содействовать становлению неповторимой индивидуальности детей. Проведение мониторингов (основ социализации, основ межличностного и коммуникативного общения, безопасности; трудовых умений и навыков, художественно-творческого развития) помогает:

  • проанализировать эффективность и постоянно повышать результативность реабилитационной работы с несовершеннолетними
  • определить способы организации жизнедеятельности, при которых каждый воспитанник максимально мог бы проявить свои способности, найти свое место в социуме, усвоить знания умения и навыки, которые бы способствовали повышению самооценки воспитанников, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Л. С. Выготский пишет о творческой деятельности человека как средстве самореализации: «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее». В связи с этим встает проблема создания условий для творческой самореализации личности каждого ребенка. Важен сам процесс участия в творческой работе, а не его результат.

Творческая самореализация воспитанников как воплощение целенаправленно формируемых в педагогическом процессе многообразных отношений, как проявление творческих способностей, есть предъявление личностного «Я» во взаимодействии с миром, людьми.

Занятия по художественно-творческой деятельности, направленные на включение всех воспитанников в социально полезную деятельность в соответствии с их потребностями, интересами и возможностями, основанные на самовыражении, сотрудничестве и сотворчестве детей и взрослых способствуют социальному развитию личности воспитанников.

В воспитательно-реабилитационной работе возможно использование различных техник художественно-творческой деятельности.

  1. Бумажная пластика – её можно считать синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструировании из бумаги, коллажа. С лепкой и коллажем её роднит объёмность выполняемой работы, пластичность используемого материала; с конструированием из бумаги – видоизменение плоской формы путём сгибания, складывания, разрезания.

Работа на плоскости листа с помощью ножниц и клея сходна с работой в аппликации; с рисованием бумажную пластику связывает изображение реального или выдуманного, дорисовка дополнительных деталей. Цели и задачи обучения бумажной пластике созвучны с задачами других видов изобразительной деятельности – развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения, которое невозможно без необходимых знаний, умений, мыслительной деятельности ребёнка.

  1. Изготовление и оформление открыток. Открытки-сюрпризы. Праздничные открытки. Открытка – это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытку, вы можете продолжить творческие эксперименты самостоятельно и сотворить своё произведение не только к празднику, ведь красивая открытка может служить и украшением стены в любом помещении.
  2. Оригами – в этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.
  3. Бумагокручение основано на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.
  4. Коллаж – это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга. Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев. Чем необычнее материалы и нестандартные приёмы вы используете, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой. Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.
  5. Объёмная аппликация – это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги форм, на подготовленный фон. Можно использовать различные материалы: бумагу разной фактуры, ткань, нитки х/б и шерстяные, вату. Эта техника сочетает в себе разные техники (обрывание, выщипывание, работа с мятой бумагой, мозаичным и другими способами).
  6. Изонить - это техника представляет собой вышивание нитками по размеченному по шаблону рисунку на картоне, бархатной бумаге. Техника довольно сложная и ей предшествует большая предварительная работа. Овладевая приёмами изонити, дети учатся работать с линейкой, с выкройкой, с шаблоном, закрепляются навыки умения владения иголкой и нитью. Развивается глазомер, совершенствуется и укрепляется мелкая моторика пальцев рук, проявляется аккуратность в процессе художественно-творческой деятельности.
  7. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней. Игрушки, картины, подсвечники, рамки – что только не выходит из податливого теста. Да и к тому же порой совместное творчество, а вовсе не очередная купленная игрушка сближает нас с ребенком, оставляя в душах обоих неизгладимое впечатление о детстве. Способствует развитию воображения, снятию эмоционального напряжения, укрепляется мелкая моторика пальцев рук. Вот и выходит, что лепка – это не только интересно, но и полезно.
  8. Изготовление поделок из природного материала (листья, сухоцветы, шишки, соломка, щепа и др.) позволяет не только создать условия для творческой самореализации воспитанников, но и способствует формированию эстетического отношения к миру, воспитанию любви к природе.
  9. Рукоделие (лоскутная пластика, вышивание, вязание, работа с бисером и т.п.) дает возможность воспитаннику попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное и максимально реализовать себя в нем.

Немалую роль в раскрытии творческого потенциала воспитанников, а также разумной организации досуга играет театрализованная деятельность. Постановка кукольного спектакля силами несовершеннолетних помогает не только формированию навыков сотрудничества и самореализации, но и доставляет массу положительных эмоций, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой.

Таким образом, работа по развитию творческих способностей воспитанников играет немаловажную роль в социально-реабилитационной деятельности воспитателя, но, тем не менее, не является основной. Не стоит забывать, что основная функция воспитателя – социализация несовершеннолетних. Разумное сочетание различных видов социально-реабилитационной работы поможет воспитателю добиться повышения эффективности воспитательного процесса.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ