Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска

Программы, статьи

Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска

Автор: Лобастеева Юлия Владимировна, Методист

Социально-педагогическая работа является важной работой с детьми группы риска. Ведь именно такой контингент людей нуждается в помощи и поддержке со стороны взрослых. Именно кризисные явления современной жизни, в частности усиление тенденции асоциального, ненормативного поведения молодёжи, заставляют задуматься о причинах расшатывания и ослабления, казалось бы, очень прочной системы « семья школа общество».

Причин такого положения множество. Одна из них и весьма существенная – падение авторитета семьи и школы, их взаимное взаимоотчуждение.

В чём же причина возникновения «детей группы риска»? Именно ребёнок находится под влиянием окружающей среды всё время своего существования. Причём эта же самая среда носит не сам природный, характер а скорее социальный, итак развивается его личность. Такие дети приобретают «неприглядные» черты личности, не потому что такими рождаются. А потому что на них воздействуют различные факторы риска.

Среди этих факторов можно выделить следующее:

  • медико-биологические а именно (состояние здоровья, наследственный и врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития)
  • социально – экономические они содержат в себе (материальные проблемы в семье, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни, неприспособленность к жизни в обществе)
  • психологические они имеют (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности в общения, взаимодействие со сверстниками и взрослыми и тд)
  • педагогические в них содержится (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.)

Именно из- за таких факторов дети оказываются в зоне риска сюда входит особая категория детей это:

  • дети из неблагополучных семей;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети, имеющие нарушение в развитии;
  • дети, нуждающиеся в социально-экономической помощи и поддержке;

При работе с таким контингентом детей применяется следующие виды социально-педагогических техник:

  • организационные социально-педагогические технологии;
  • социально- педагогические технологии;

Организационные социально-педагогические технологии их цель направлена на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально - групповой работы, и обеспечение условий их реализаций. Эти функциональные направления позволяют выявить необходимые этапы, составляющие социально-педагогические технологии;

В работе с такими детьми нужно обязательно учитывать следующие направления, а именно:

  • перевод ситуации в педагогическую (организация нравственной среды в микросоциуме )
  • воспитание нравственно-правовой убеждённости;
  • формирование адекватной самооценки;
  • развитие эмоциональной сферы личности; формирование воли, умение управлять собой, адекватное реагирование на педагогическую деятельность

Социальный педагог, который работает с детьми, должен учитывать индивидуальные особенности таких детей, его проблемы, трудности, интересы.

Так же педагог должен применять психолого-педагогическую диагностику, а именно:

  • наблюдение;
  • разработка индивидуальных программ, цель которых заключается в оказании социально- педагогической помощи и поддержки ребёнку;
  • разработка групповых программ, цель которых заключается в выявлении особых групп детей

Разработка индивидуальных и групповых работ зависит от проблем ребёнка, это употребление алкоголя, наркотизация, токсическая зависимость.

Социальный педагог должен обеспечить профилактику опасных для детей зависимостей, оказание конфиденциальной помощи. Так же социальный педагог создаёт базу данных детей, которые оказались в «группе риска» содержание базы данных зависит от исследований полученные в ходе работы.

Успех работы с детьми зависит от того насколько она эффективна и раньше начата. К таким детям с « группой риска» нужен особый социально-педагогический подход, потому что именно от взрослого зависит от того каким он вырастет и каким он станет.

Такова схема работы с ребёнком.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ