Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Занятие с элементами тренинга для родителей «Насилие в жизни ребенка»

Программы, статьи

Занятие с элементами тренинга для родителей «Насилие в жизни ребенка»

Цель: профилактика насилия и жестокости, направленных против детей.

Ход занятия.

  1. Представление ведущего
  2. Приветствие «Имя по кругу»

Участники тренинга встают по кругу и, передавая друг другу мячик, называют свое имя и место работы или род деятельности, которым занимаются.

3. Принятие правил группы:

Ведущий после знакомства предлагает принять правила группы, если участники согласны, они громко хлопают в ладоши, если не согласны – топают ногами.

  • открытое общение
  • активность
  • безоценочное суждение
  • добровольное участие
  • здесь и сейчас
  1. Теоретическая часть

«Проблема насилия в жизни ребенка, классификация форм жестокого обращения с детьми (10 минут с использованием презентации)

  1. Упражнение – «Ладонь»

Разбиться на пары. Один исполняет роль – родителя, другой роль – ребенка. Родитель кладет на голову ребенка свою ладонь, крепко прижимая, водит ребенка по комнате. Меняются ролями – родитель становится ребенком, а ребенок родителем. Родитель кладет ладонь и бережно, без усилий водит ребенка по комнате.

  • Рефлексия.
  1. Обсуждение ситуаций:
  • Если ребенок сам подвергался наказанию, насилию, то и сам будет делать то же самое.
  • Для ребенка наказание даже полезно.
  • Наказывают ребенка только бездушные черствые люди.
  • Дети сами виноваты в том, что их наказывают.
  1. Релаксация «Цветок в ладошках» (звучит релаксационная музыка, панно «Водопад»).

Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза.

«Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках, и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться»

  • Рефлексия: ощущения, испытанные участниками.
  1. Творческое задание «Прекрасный сад»

Психологический смысл упражнения: оно используется для психологического сброса внутреннего напряжения, служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой, выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, какой цветок детства в ладошках они представляли в предыдущем упражнении. Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок, напишите что-то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми, добрыми и терпеливыми в воспитании детей. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки, клей, бусины.

Далее участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, (можно использовать ватман и клей) желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение: Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть в окружение, каких разных, непохожих на других растет твой цветок. Но есть и общее – у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. И особенно важно оберегать свой цветок от жестокости. Эта полянка символизирует о том, что душа каждого родителя всегда полна прекрасными цветами.

9. Расставание « Счастья, удачи, …»

Психолог предлагает всем встать в круг на ритуал завершения занятия. Каждый из участников желает одним словом всем участникам чего-то хорошего.

Психолог «Наши руки должны использоваться для ласки, поглаживания, а не для шлепков и тычков» «Поднимем руки не для наказания, а для того, чтобы приласкать ребенка».

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ