Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Дети с девиантным поведением, как им помочь

Программы, статьи

Дети с девиантным поведением, как им помочь

Когда речь заходит о девиантном поведении (говоря проще - сильно отклоняющемся от нормы), многие сразу представляют себе картину: нервный подросток, курящий одну сигарету за другой, огрызающийся на прохожих и обязательно с бутылкой пива в руках. Сегодня это уже не так - проблема молодеет. Если раньше речь шла чаще о детях 13-14 лет, то сегодня девиантное поведение может наблюдаться у семилеток.

Формы поведения могут быть самыми разными. Как правило, это зависит от возраста и негативных факторов, которые сказываются на его психике. Для возраста 5-7 лет характерны противоречивость, неуспеваемость в школе, порывистость, резкая смена настроения, иногда боязливость, сильная возбудимость, раздражительность, подчинение уверенным в себе сверстникам. В возрасте 7-10 лет девиантное поведение детей становится более ярко выраженным. Это развязное общение с взрослыми, хамство, либо наоборот, зажатость и боязнь контактов с ровесниками, конфликты в коллективе, нарушение сна, появление нервных заболеваний. После 10 лет ребенок переходит в подростковую стадию. Где поведение, выходящее за общепринятые границы, становится более кричащим: бродяжничество, хулиганство, алкоголизм, воровство и т.д.

Коррекция девиантного поведения детей - сложный и трудоемкий процесс, главная задача которого сводится к выявлению причины выхода за пределы нормы. Далее следуют три этапа перевоспитания: подготовительный, конфликтный и процесс самовоспитания. Практика показывает, причины девиантного поведения детей – это неправильное воспитание в семье, отсутствие поддержки со стороны взрослых, конфликты со сверстниками, воспитателями, учителями. Все эти факторы приводят к формированию у ребенка комплексов, со временем перерастающих в ярко выраженный протест против окружения и стремление доказать свою состоятельность сомнительными методами. В процессе формирования личности ребенка главная роль принадлежит родителям, воспитателям, учителям, поэтому они должны понимать, что профилактика девиантного поведения детей - их основная задача и реализуется она посредством внимания и уважения к ребенку.

Главной причиной девиантного поведения стал дефицит общения с взрослыми. Причем общение должно быть не на уровне контроля: взрослый требует - ребенок выполняет, а общение на равных , общение-взаимодействие (делать что-то вместе, изучать что-то, открывать , обмениваться впечатлениями). А этот вид общения редко кто из взрослых готов ребенку предложить. Взрослым кажется, что их роль обучать, направлять и контролировать. А это не та форма общения, которая нужна детям, нашим так рано взрослеющим современным мальчикам и девочкам больше нравится простое разговорное общение. Результат отсутствия нужной для ребенка формы общения - девиантное или же инфантильное поведение!

Как помочь детям с проблемами в поведении:

Агрессия

Попытайтесь понять, что стоит за таким поведением. Существует разница между агрессивностью и самоутверждением. Очень важно донести эту разницу до детей. Научите малыша вежливо просить то, что он хочет, цените его мнение. Покажите ему, как получить желаемое, не расстраивая других. Научите детей управлять своими чувствами и адекватно выражать свои переживания – здесь очень важен ваш личный пример. Нельзя позволять вести себя грубо при малыше. Переведите дыхание и проговорите с ребенком о том, что произошло, и почему вы так отреагировали, расскажите, как стоило бы поступить.

Ложь

Многие дети лгут, чтобы избавить себя от осуждения и критики. Помогите ребенку усвоить, что можно говорить правду, не опасаясь последствий. Ребенок должен быть уверен, что родители рассеют его страхи, растолкуют ошибочность представлений и помогут преодолеть все, что бы ни случилось.

Вызывающее поведение

Обратите внимание на поведение…свое (родителей). Сколько из того, что вы говорите, относится непосредственно к делам? Может быть, вы просто ворчите, придираетесь, обсуждаете, выкрикиваете команды? Позвольте вашему ребенку действовать самостоятельно там, где это возможно. Дети должны понять: уважительное отношение к другим – это правильно; сотрудничество лучше, чем противостояние.

Драки

Объясните сыну или дочери, что для решения проблем есть и другие пути решения. Покажите им мирные способы разрешения конфликтов.

Застенчивость

Постарайтесь выяснить, не является ли стеснительность проблемой для ребенка. Спросите, как вы можете ему помочь, чтобы он чувствовал себя более комфортно в обществе других людей. Не пытайтесь втянуть детей в ситуации, к которым они не готовы. Помогайте им. Делая вместе маленькие шаги, направленные на преодоление застенчивости. При этом не позволяйте детям из-за стеснительности отказываться от выполнения необходимых дел.

Истерики

Один из лучших способов реакции на вспышки раздражения - просто не обращать на них внимания, спокойно ждать, пока пик негативных эмоций пройдет. В спокойном состоянии научите ребенка другим образом справляться со своими чувствами - выражать их словами. Дети должны уяснить, что этим способом они не добьются желаемого, что существуют другие, более правильные пути.

 

По материалам журнала «Первоклассные родители» № 3 2013 год.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ