Региональная программа
Нижегородской области
Главная   ·   Специалистам   ·   Программы, статьи   ·   Педагогическое наблюдение – как метод

Программы, статьи

Педагогическое наблюдение – как метод

Автор: Блохина Е.А., Психолог

Педагогическое  наблюдение  представляет  собой  планомерный  анализ  и  оценку  индивидуального  метода  организации  воспитательного  процесса  без  вмешательства  исследователя  в  ходе  этого  процесса.  Оно  отличается  от  бытового  наблюдения:

  • во-первых,  планомерностью  и  конкретностью  объекта  наблюдения;
  • во-вторых,  наличием  специфических  приемов  регистрации  наблюдаемых  явлений  и  фактов  (специальных  протоколов,  условных  обозначений  при  записях  и  пр.);
  • в-третьих,  последующей  проверкой  результатов  наблюдения.

К  достоинствам  наблюдения  по  сравнению  с  некоторыми  другими  методами  исследования  можно  отнести  следующее:

  • только  наблюдение  предоставляет  возможность  судить  о  многих  деталях  "живого"  педагогического  процесса  в  их  динамике;
  • оно  позволяет  фиксировать  педагогические  события  непосредственно  в  момент  их  протекания;
  • наблюдением  можно  успешно  пользоваться  для  оценки  отдаленных  последствий    воспитания;
  • в  результате  наблюдения  исследователь  получает  фактические  сведения  о  событиях,  а  не  мнения  других  лиц  об  этих  событиях  (как,  например,  при  анкетировании);
  • наблюдающий  независим  от  умения  исследуемых  оценивать  свои  действия,  высказывать  свое  мнение  (по  сравнению,  например,  со  всеми  видами  опроса).

К  слабым  сторонам  педагогического  наблюдения  относятся:

  • наличие  элементов  субъективизма  в  анализе  и  оценке  педагогических  явлений  и  фактов  со  стороны  наблюдателя;
  • недоступность  наблюдению  некоторых  сторон  деятельности  занимающихся  и  воспитателя  (например,  мотивы  деятельности,  эмоциональное  состояние  и  т.п.);
  • возможность  получить  только  сравнительно  малую  выборку,  что  делает  получаемые  данные  нерепрезентативными  (например,  по  сравнению  с  анкетированием);
  • пассивность  исследователя,  не  позволяющая  ему  активизировать  те  стороны  деятельности  занимающихся  и  педагогов,  которые  являются  объектом  изучения  (по  сравнению,  например,  с  экспериментом).

Учитывая  все  это,  педагогическое  наблюдение  полезно  применять  в  следующих  случаях:

  1. когда  требуется  получить  сведения  о  педагогическом  процессе  в  "чистом"  виде,  без  привнесения  в  него  несвойственных  ему  элементов;
  2. когда  необходимо  собрать  первичную  информацию,  не  требующую  большой  выборки;
  3. когда  следует  дать  педагогическую  оценку  фактам,  полученным  с  помощью  других  методов,  например  хронометрирования,  анкетирования;
  4. когда  требуется  провести  "разведку"  с  целью  уточнения  гипотезы  и  методики  исследования;
  5. когда  на  заключительном  этапе  исследования  требуется  проверить  эффективность  педагогических  рекомендаций,  разработанных  на  основе  применения  других  методов.

Наибольшая  эффективность  педагогического  наблюдения  достигается  при  использовании  его  в  комплексе  с  другими  методами  исследования.

 

Список  литературы

  1. Лудченко  А.А.,  Лудченко  Я.А.,  Примак  Т.А.  Основы  научных  исследований:  Учебн.  пособие.  К.,  О-во  "Знання",  КОО,  2001.
  2. Спирин  Л.Ф.  Педагогический  эксперимент  в  области  воспитания.  В  кн.  Методы  педагогического  исследования.  Ред.  В.И.  Журавлев.  М.,  "Просвещение",  1972,  стр.34  -  61.

© 2011-2012 Бесстрашное детство.РФ